25 Июня 2017
$59.66
66.68
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Отцы и дети. Музыкальное решение проблемы

Как музыкальный педагог Степан Мильтонян, без преувеличения, известен всей России. Его книги, его лекции и семинары, с которыми он объехал полстраны, его деятельность как создателя Струнно-смычковой ассоциации педагогов России и, конечно же, слава его многочисленных учеников, ставших победителями многих российских и международных конкурсов, создали ему непререкаемый авторитет среди коллег.

Как музыкальный педагог Степан Мильтонян, без преувеличения, известен всей России. Его книги, его лекции и семинары, с которыми он объехал полстраны, его деятельность как создателя Струнно-смычковой ассоциации педагогов России и, конечно же, слава его многочисленных учеников, ставших победителями многих российских и международных конкурсов, создали ему непререкаемый авторитет среди коллег. Парадокс заключается в том, что как скрипач-виртуоз, обладающий уникальной исполнительской манерой, Степан Мильтонян оставался мало кому известным. Нет, конечно, выходить на сцену со скрипкой в руках ему доводилось не раз, но всегда это были концерты его учеников, а сам Мильтонян выступал на них именно как глава школы, как педагог, главные достижения которого представляли его воспитанники.

И вот впервые в рамках «Тверских музыкальных вечеров», проходящих в колонном зале Дома офицеров (бывшего Благородного собрания), состоялся концерт, в котором Степан Ованесович наконец-то выступил как солирующий исполнитель. Его ученики тоже участвовали в концерте. Но на этот раз их выступления во втором отделении (скажем сразу, вполне блистательные) служили скорее фоном для учителя. Что, безусловно, справедливо, поскольку при всем блеске и оригинальности скрипачей Анны Мильтонян и Егора Иваненко, как и альтиста Григория Чекмарева, той скрытной трепетности и одновременно философской глубины понимания музыки, которой отличается исполнительская манера Степана Мильтоняна, они пока не достигли. Возможно, эти свойства вообще не приходят смладу: они требуют такого самоотвержения, какого трудно ждать от неукротимо самоутверждающейся молодости.

О многом говорит и выбор музыки. В музыкальном пространстве российского ХХ века Степан Мильтонян выбрал такие крайности, как чрезмерно популярный Дмитрий Кабалевский и практически забытый (а может, просто неоткрытый) Юрий Николаев, представив их как весьма близких друг другу и явно недооцененных композиторов. То же самое можно сказать и об исполненном им романсе Рейнгольда Глиэра к балету «Медный всадник». Завершил программу сложнейший для исполнения Первый концерт для скрипки и фортепьяно Дмитрия Шостаковича (прозвучали две части из четырех), написанный композитором специально для Давида Ойстраха. И в этом признанном классике Мильтонян, как мне кажется, выделил те качества, которые у других исполнителей остаются обычно в тени. Иными словами, для Мильтоняна главное – глубина прочтения музыкального произведения, а не демонстрация собственной оригинальности. Молодые музыканты выбрали более экзотическую музыку: Рихард Штраус, Шнитке, Франк, Пьяццоло. На этом достаточно сложном материале им, очевидно, легче было представить как раз оригинальность своей исполнительской манеры, виртуозное владение инструментом, что безусловно и вполне им удалось. Особенное впечатление на публику произвел альтист Григорий Чекмарев, выступавший в паре с пианисткой Натальей Злобиной. Франк и Пьяццоло в их исполнении звучали очень темпераментно и мощно. Егор Иваненко и Дарья Гущина, игравшие суперсложную сонату Альфреда Шнитке для скрипки и фортепьяно, поразили не только своим безукоризненным мастерством, но и весьма экзотическим нарядом то ли кришнаитского, то ли дзен-буддистского толка. Что касается Анны Мильтонян, то она более всего удивила непохожестью на своего отца и учителя. Ее исполнительская манера отличается мягкостью и чистотой, лишенной отцовской нервности. Зато исполненная ею соната Рихарда Штрауса оказалась первой во всем концерте по красоте и изяществу.

В целом концерт, прошедший при весьма благожелательном и даже восторженном внимании публики, на мой взгляд, мог бы украсить любую европейскую сцену. А вот зал Благородного собрания, то бишь нынешнего Дома офицеров, при всем своем старинном благородстве удивляет скорее обшарпанностью стен и повышенной свежестью воздуха, из-за которой открытые наряды некоторых исполнительниц были способны вызвать слезу сочувствия.

Сергей ГЛУШКОВ

6

Возврат к списку

Сегодня столица Верхневолжья отмечает 882-й день рождения
Атмосфера большого праздника витает в воздухе с самого раннего утра. К полудню к городским площадкам, задействованным в торжествах, начали стекаться горожане и гости областной столицы. На Театральной площади развернулся фестиваль ретро-автомобилей и выставка «АвтоСТОП: 20 лет вместе».
24.06.201720:23
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость