22 Января 2017
$59.67
63.73
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Забавы клавесина - и не только

Два вечера старинной музыки прошли в минувшие выходные в областной академической филармонии: звучали произведения итальянских композиторов XVII-XVIII веков, среди них и знаменитейшая кантата Перголези «Stabat mater»

Два вечера старинной музыки прошли в минувшие выходные в областной академической филармонии: звучали произведения итальянских композиторов XVII-XVIII веков, среди них и знаменитейшая кантата Перголези «Stabat mater».

Состоявшиеся концерты не совсем обычны по своей форме - они входят в программу филармонического абонемента, поэтому имеют просветительский характер. Не случайно перед началом программы слушателям рассказали об особенностях европейской музыки и композиторов того времени. В этом есть свой резон, поскольку и инструменты, и манера исполнения тогда были другими. Вводные замечания оказались как нельзя кстати, тем более что в зале присутствовала в основном молодежь, которая «Rammstein» от «Металлики» еще может отличить, а уж Скарлатти-отца от Скарлатти-сына - вряд ли. К тому же клавесин сейчас по радио не услышишь, а в филармонии - пожалуйста!

Клавесин и открыл первое отделение концерта. Татьяна Сергеева сыграла Сонату ля мажор Генделя и «Кошачью фугу» Доменико Скарлатти (это который сын, сочинение его отца Алессандро - Фуга - в концерте тоже прозвучало). К клавесину композитор испытывал особую любовь, написал даже «Упражнения для клавесина», где говорил: «Не жди - будь ты дилетант или профессионал - более глубокого смысла в этих произведениях; бери их, как забаву, чтобы приучить себя к технике клавесина… Быть может, они покажутся тебе приятными, и тогда я готов ответить на новые запросы в стиле, еще более приятном и разнообразном». Впрочем, пятьсот пятьдесят сонат, которые сочинил Скарлатти, созданы им явно не для одной только забавы, и писал он о них так только из природной своей скромности. Хотя забавные истории все-таки имели место, в частности в случае с «Кошачьей фугой». Сейчас она относится к тем полифоническим пьесам, которые исполняются почти всеми музыкантами-виртуозами, а непосредственным поводом для ее написания послужил вполне бытовой случай. Кошка композитора как-то раз запрыгнула на клавесин и прошлась по клавиатуре - хозяину оставалось только записать извлеченные звуки. Коты, надо сказать, не раз вдохновляли композиторов, например, Россини написал дуэт для двух кошек…

Принято считать, что творческий размах, с которым подходил к композиторскому искусству Доменико Скарлатти, в какой-то степени сравним с размахом Антонио Вивальди. Правда, подобного «Временам года» в наследии композитора, органиста королевской капеллы в Неаполе, нет. Впрочем, в очередной раз послушать Вивальди все-таки удалось: первая часть из «Времен года» - «Зима» - прозвучала в исполнении солиста филармонии баяниста Максима Сальникова.

Однако главное на прошедших «Вечерах старинной музыки» произошло во втором отделении: звучала кантата одного из выдающихся представителей Неаполитанской композиторской школы Джованни Баттиста Перголези «Stabat mater». Ее исполнили камерный оркестр «Российская камерата» под руководством Андрея Кружкова, солистка филармонии заслуженная артистка России Татьяна Скворцова (сопрано), Вера Егорова (альт), Татьяна Сергеева (орган).

Настоящее имя Перголези - Джамбаттиста Драги, композитор выбрал себе этот псевдоним по названию города, в котором жили его предки. В тринадцать лет он поступил в неаполитанскую консерваторию «Деи повери ди Джезу Кристо», будучи совсем молодым человеком, написал духовную драму «Святой Вильгельм Аквитанский»… Жизнь композитора полна тайн, загадок и легенд. При жизни он был знаменит, но, как ни странно, беден. С этим связан известный анекдот о том, как посещавшие композитора удивлялись: отчего он, волшебник звуков, ютится в убогом деревянном домишке и не построит себе нового дома. Перголези же отвечал: «Звуки, из которых создается моя музыка, дешевле и доступнее, чем камни, необходимые для постройки дома! И потом - кто знает? - может, мои строения окажутся долговечнее». Так оно и вышло, «Stabat mater» - одно из самых исполняемых его произведений - была написана композитором в двадцать пять лет, за год до смерти.

Кантата состоит из двенадцати частей, название ее происходит от первых слов стихотворного латинского текста «Stabat mater dolorosa» - «стояла мать скорбящая», и является одним из средневековых произведений, сохранившихся в церковном католическом обиходе. Несмотря на то, что эта секвенция была приурочена к празднику «Семи скорбей Богородицы», который праздновался 15 сентября, духовная музыка Перголези - это уже образец не столько культового, сколько светского искусства. Существует множество интерпретаций текста «Stabat mater», в том числе и вариант Львова, исполненный камерным хором филармонии «Русский партес» на недавнем сольном концерте. Однако произведение Перголези - одно из самых лучших.

Согласно существующей легенде, «Stabat mater» композитор посвятил своей возлюбленной. Родители девушки выступили против их брака - слишком беден был музыкант. Несчастная, не представляя иного выхода, ушла в монастырь, где через некоторое время умерла. Нервный и болезненный композитор, увидев как-то изображение Девы Марии, на которую была удивительно похожа его возлюбленная, решил, что это знак свыше. Так и появилось его гениальное творение. Впрочем, музыка «Stabat mater» ничуть не напоминает траурную. Части кантаты, которые чередуются по принципу «быстро - медленно», отличаются легкостью звучания - что и было великолепно подтверждено солистами, - печаль создают лишь некоторые диссонансы и меланхолия.

С Перголези тверской зритель еще встретится: 20 февраля на сцене филармонии солисты московского театра «Геликон-опера» в сопровождении Камерного ансамбля Большого театра представят оперу «Служанка-госпожа», которая в Париже выдержала 190 представлений.

Евгений ПЕТРЕНКО

16

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери чествовали журналистов, операторов и фотокоров
В киноконцертном зале «Панорама» бизнес-центра «Тверь» прошло торжественное мероприятие, посвященное Дню российской прессы. Его главными героями стали наши коллеги, сотрудники редакций региональных и районных газет, телерадиокомпаний и сетевых изданий.
20.01.201721:46
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию