05 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Академик

Вчера отпраздновал свой день рожденья один из самых известных уроженцев Тверской области, человек, добившийся без преувеличения мирового признания - народный художник СССР, действительный член пяти международных академий, лауреат государственной премии имени Репина и государственной премии Российской федерации, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством», Святого преподобного Сергия Радонежского, и Кирилла и Мефодия I степени (Болгария), вице-президент Российской академии художеств (и это лишь немногая часть его регалий), профессор Ефрем Зверьков.

Вчера отпраздновал свой день рожденья один из самых известных уроженцев Тверской области, человек, добившийся без преувеличения мирового признания - народный художник СССР, действительный член пяти международных академий, лауреат государственной премии имени Репина и государственной премии Российской федерации, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством», Святого преподобного Сергия Радонежского, и Кирилла и Мефодия I степени (Болгария), вице-президент Российской академии художеств (и это лишь немногая часть его регалий), профессор Ефрем Зверьков. У джентльменов не принято скрывать свой возраст, тем более что здесь именно тот случай, когда «мои года - мое богатство»: Ефрему Ивановичу исполнилось восемьдесят пять.

…И Левитан благословил

Ефрем Зверьков родился 1 февраля 1921 года в деревне Нестерово Емельяновского уезда Тверской губернии. Многодетная крестьянская семья была из разряда зажиточных и вполне интеллигентных - у деда была солидная библиотека, которую еще маленький Ефрем считал своей вотчиной. Дед Тимофей Леонтьевич работал по строительной части - он, в частности, построил церковь Казанской Божией матери в селе Марьино на Питерском тракте, она и сейчас украшает это большое село в окрестностях Торжка. Там же, на церковном погосте, он был похоронен, но в советское время его могилу разорили.

Рисовать же будущий академик начал года в три. «Мне с самого начала хотелось быть художником», - признается Ефрем Иванович. Особую роль в столь раннем выборе профессии сыграла очень качественная репродукция картины Левитана «Золотая осень», которую подарил ему отец, с 1919 года работавший в Твери. На обладавшего тонким вкусом мальчика она произвела сокрушительное впечатление: «С тех пор «Золотая осень» стала моей любимой картиной. До сих пор каждый раз, как иду в Третьяковку, обязательно кланяюсь ей. Она не просто будоражит, она создает настоящий духовный подъем».

Внук Репина

В 1927 году Зверьковы переезжают в Тверь. В общеобразовательной школе соучеником Ефрема был ныне признанный поэт Андрей Дементьев. Эта духовная связь выдержала испытание временем: три года тому назад, когда уже признанный мэтр открывал свою выставку в кремле, другой мэтр читал ему свои стихи: школьная дружба не ржавеет.

Более важным, впрочем, было то, что шестилетний Ефрем поступил в студию самого серьезного в городе художника Николая Борисова - выпускника Императорской академии художеств, учившегося сначала у «отца всех художников», непревзойденного рисовальщика (кстати, уроженца Красного Холма) Павла Чистякова, а потом у самого Ильи Репина. Николай Яковлевич, дипломная работа которого была опубликована в журнале «Нива» за 1905 год, был чрезвычайно строгим и требовательным педагогом, прививавшим свои ученикам «значение рисунка, технической подготовки картины, порядок ее создания, момент завершения и прочее. … трудовую творческую дисциплину и техническую изограмоту». Возможно, именно поэтому ученики Николая Борисова достигли серьезных высот в изобразительном искусстве. В их числе Константин Первухин, Василий Волков и Ефрем Зверьков. Константин, впрочем, пошел по врачебной части, хотя тем не менее остался в истории искусств именно как серьезный художник и педагог. Вася и Ефрем же в 1939 году со всем пылом юности рванули в Ленинград. И поступили на подготовительный курс той самой (правда, уже не Императорской) академии художеств.

А дальше была война

Творческие планы молодых художников тормознул приказ министра обороны маршала Ворошилова, согласно которому выпускники средних школ мужеского пола подлежали мобилизации. Абитуриент Ефрем Зверьков был прикомандирован к Харьковскому летному училищу, а точнее - школе стрелков-бомбардиров, в качестве «звена технического обеспечения». Тогда, кстати, проявился еще один талант нашего героя: он открыл в себе талант разгадывать сны. Так, он совершенно точно увидел во сне, что служить ему два положенных трехгодичных срока. Аккурат до 1946 года. Так оно и получилось.

Техниками в летной школе (такие совпадения случались в жизни Ефрема Ивановича многократно), служили три студента Академии художеств. Было бы странно, если бы не сложился творческий кружок. Коллеги собирались вечерами, разговаривали об искусстве. Когда летчики выезжали на летние лагеря, получались настоящие пленэры.

Летную школу по началу реальной войны эвакуировали на Урал. Ефрем Зверьков же служил в стрелковой роте. До сих пор вспоминает, как по приказу командира части вез в штаб тяжело раненного пленного немца. Солдат Ефрем спас его от вполне обоснованной агрессии местных жителей. Этот гуманитарный подвиг потом очень оценил посол Германии в России. Ефрем Зверьков же был тяжело ранен и награжден многими медалями и орденом Отечественной войны II степени.

Как ни странно, творческие предпочтения художника окончательно сложись именно на фронте. После очередного жуткого боя он вылез из окопа, увидел развороченную землю, выкорчеванные деревья и буквально истекающую соком иву. «Так мне ее стало жалко, - рассказывает Ефрем Иванович. - Что я дал себе клятву - стать пейзажистом»

Умение учиться

Демобилизован Ефрем Зверьков был не сразу после победы, а лишь в 1946-м. В это время в Москве была организована студия для художников-фронтовиков. Было в ней всего шестьдесят мест, и принимали не просто так, а на конкурсной основе - по одному представителю от «субьекта федерации». Как рассказал Ефрем Иванович, приехала искусствоведша из Москвы, работы разложили просто на полу. В итоге Калинин представлял именно Ефрем. Примерно год он учился в студии безусловного классика Бориса Иогансона, потом по его рекомендации поступил в Суриковское училище,которое закончил с отличием в 1953 году.

Возможности поучиться Ефрем Иванович не упускал никогда. Вспоминает, что увидел как-то на выставке ставшую впоследствии знаменитой картину Пластова «Фашист пролетел», и подумал: хорошо бы попасть в ученики к этому художнику. И случилось так, что на одном курсе с Ефремом учился сын Пластова. Молодые люди подружились, и несколько лет Ефрем Зверьков практически жил в семье Пластовых.

Уже сложившимся художником Ефрем Зверьков много путешествовал, в 1960-х несколько раз был на Севере, в 1970-х объехал практически всю Европу, был даже в Японии. Что интересно, в отличие от многих своих коллег он не написал ни одного пейзажа на Академической даче, хотя бывал там неоднократно: для работы он всегда предпочитал выбирать неизведанные места.

Дорога к храму

Главным делом последнего десятилетия для Ефрема Зверькова стало возрождение московского храма Христа Спасителя - в 1994 году он возглавил комиссию по воссозданию художественного убранства храма. Работа предстояла большая и очень сложная. Дело в том, что в ХIХ веке при строительстве храма пришлось порядком сэкономить: бронза, предназначенная для скульптур, во время русско-турецкой войны была использована на нужды армии, и они были выполнены из дешевого подмосковного камня, который не позволил передать в материале некоторые элементы - это могло сделать только литье. Камень оказался недолговечным: к 1907 году скульптурное убранство храма на две трети разрушилось. Масляная живопись же сильно пострадала от близости реки, краски потемнели. Процесс уничтожения храма был зафиксирован на кинопленку, вся живопись сфотографирована, сохранились и фотографии ХIХ века. Однако пользоваться черно-белыми фотоматериалами было затруднительно. Чтобы воссоздать живопись во сей ее полноте, художники тщательно изучали работы тех, кто расписывал первоначальный храм - Семирадского, Маковского, Верещагина, анализировали их творческую манеру и технические приемы. И уже с использованием этой информации готовились новые эскизы. Каждый эскиз проходил через четыре комиссии, в процессе росписи были применены новые технические достижения. И скульптуру воссоздали так, как это было задумано изначально - из бронзы. Поэтому можно сказать, что храм получился лучше прежнего. Ефрем Зверьков говорит, что работа велась с настоящим подъемом. Показательно, что многие художники, участвовавшие в воссоздании храма, пришли к вере. «Мы все сделали по чести», - говорит юбиляр. Собственно, эту фразу можно отнести и ко всей его долгой и богатой на события жизни.

Наталья ЗИМИНА

23

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию