08 Декабря 2016
$63.91
68.5
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Ульяна Шилкина: «Наш Остап теряет миллион, но находит счастье»

Когда Ульяна Шилкина начала, восторженно размахивая руками, рассказывать, каким она видит своего Остапа Бендера, продюсеры поняли, что это именно тот человек, который им нужен. Так вчерашняя выпускница мастерской Хотиненко стала режиссером-постановщиком самого ожидаемого телевизионного проекта этого года - сериала «Золотой теленок».

Когда Ульяна Шилкина начала, восторженно размахивая руками, рассказывать, каким она видит своего Остапа Бендера, продюсеры поняли, что это именно тот человек, который им нужен. Так вчерашняя выпускница мастерской Хотиненко стала режиссером-постановщиком самого ожидаемого телевизионного проекта этого года - сериала «Золотой теленок».

Позади - несколько работ, неизвестных широкому зрителю, в том числе короткометражка «Ничего страшного», которая принимала участие в конкурсе Венецианского кинофестиваля, и серия «Овертайм» из «Убойной силы». Впереди - новые проекты, съемки в Африке. В настоящем - завершение «Золотого теленка» и высокий, мощный старт хрупкой девочки в профессии, которую женской не назовешь.

- Вы помните, что почувствовали, когда получили предложение поставить фильм «Золотой теленок»?

- Первые 15 минут у меня буквально болел желудок от волнения. Потом прошло. И в голове сразу стали возникать всякие идеи, мысли.

- Чем будет отличаться ваша версия от предыдущей экранизации М.Швейцера 1968 г. с Сергеем Юрским?

- Наш фильм будет цветным. (Смеется.) Ну а если говорить серьезно, то формат телевизионного художественного фильма, который предполагает много серий, открыл для нас совершенно новые возможности. Мне интересна была среда, которую невозможно взять в жесткой 2 часовой сюжетной структуре, как у Швейцера. Из-за этого ему пришлось отказаться от многих сцен - например, из картины был вырезан эпизод с Вороньей Слободкой, в которой играл Анатолий Папанов. У нас же была полная творческая свобода в этом смысле.

- Почему вы решили включить в свою экранизацию эпизоды, которые не вошли в первоначальный, классический вариант романа?

- Недавно вышло новое издание романа, которым занималась дочь Ильфа, Александра Ильинична. В него вошли карманные наброски, сцены, которые в свое время не были включены в книгу не только по цензурным соображениям, но и по ощущениям авторов. Мне они показались интересными, тем более что после первой экранизации прошло уже 30 лет, и сегодня можно сделать все по-другому.

И потом нам страшно не нравилось, как поступили с Остапом Бендером, что он остался ни с чем, ведь на самом деле Ильф и Петров удивительным образом симпатизировали этому персонажу, но в силу определенных обстоятельств, о которых мы не имеем представления, они вынуждены были его несколько наказать. У нас он теряет миллион, но обретает возможность личного счастья.

- Какие еще изменения внесли в фильм?

- Мы отказались от голоса рассказчика - это противопоказано картине, но очень много текста Ильфа и Петрова перешло в уста главного героя. Но никаких вольностей мы себе не позволяли.

- Фильм по жанру ближе к трагикомедии. Вы специально ставили перед собой такую задачу?

- Это не кинофильм «Голый пистолет», и если мы говорим о комедиях, то к ним никто не стремился. Да здесь и тема другая - если вы хорошо помните роман, начинается он, что называется, весело, а кончается за упокой. Я должна сказать, что никогда Остапа не воспринимала как простого мошенника - то, что делали Леонид Гайдай с Арчилом Гомиашвили. У меня никогда не было такого ощущения этого персонажа, не знаю почему. Я с детства зачитывалась романом и, когда, повзрослев, изучила его поподробнее, то поняла, что через Остапа Бендера Ильф и Петров, в общем, разобрались с советской властью, вложив в его уста истинное отношение к ней. И за счет этого, кстати говоря, «проскочили», и их опубликовали, потому что придраться было не к чему - все говорится от лица мошенника, типа асоциального и аполитичного. Но в то же время, обратите внимание, как разговаривает Остап, сколько в нем образования - авторы отдали ему лучшие свои черты. Они были одни из самых образованных и эрудированных людей своего времени и очень хорошо понимали, что происходит вокруг - уже было начало 30-х годов. Соответственно персонаж приобрел уже другой объем, и вся история показывается его глазами.

- Олег Меньшиков сразу согласился на роль Остапа Бендера?

- Меньшиков думал не долго, как мне помнится. С самого начала мы все хотели снимать именно его, но подумали, что никогда не получим его согласия на этот проект. Помечтали, посидели полчаса, покряхтели, погоревали, а потом после этого начали думать, кто бы мог эту роль сыграть. Поэтому были разные кандидаты, о которых вы слышали, в том числе и Константин Хабенский, и Сергей Безруков и многие другие. Но случилось так, что мы все-таки вернулись к кандидатуре Олега Меньшикова, и он дал согласие сниматься.

- Вы уверены в том, что Меньшиков будет органично восприниматься в этой роли?

- Это не моя задача, быть уверенной в чьем-то восприятии, да, я и не могу этого гарантировать. Я была убеждена в этом выборе, у меня никакой другой химической реакции не было. Вообще что касается его присутствия в этой картине, то я думаю, что здесь он абсолютно на своем месте. Вообще у каждого из нас свой Остап Бендер. У меня он свой, и разница между нами только в том, что мой, к счастью или к несчастью, оказался на экране, и я за него буду отвечать.

- Как работалось с Олегом Евгеньевичем?

- Вы редкий журналист, который задает этот вопрос (смеется). Хорошо работалось! Практически сразу мы, наверное, совпали, не было никакого перетягивания. Безусловно, были споры в тех или иных сценах, но это нормальные рабочие моменты. Олег очень профессиональный и тонкий актер, с такими людьми приятно работать.

- Какие эпизоды дались труднее всего?

- Как ни странно - все камерные сцены с артистами. Несколько таких эпизодов было с Олегом Меньшиковым (Остап Бендер) и Алексеем Девотченко (Корейко).

- Пригодился ли ваш опыт работы в рекламе на фильме?

- Да, в плане знания технологий, ощущения площадки, времени на площадке.

- Продюсеры фильма и Первого канала как-то влияли на процесс съемок сериала?

- Редкий случай, когда я этого совершенно не ощутила.

- Сразу было определено 8 серий?

- Нет, изначально была 10-серийная версия, но было больше воды, чем нужно. И мы на уровне еще литературного сценария все это спрессовали до 8-ми серий.

- А будет ли прокатная версия фильма?

- Мы сейчас сделали 2 часовую версию для проката, но пока думаем над ней. Может быть, мы от этого откажемся.

- В своей курсовой работе по рассказам В.Пелевина «Ничего страшного» вы уже использовали мультипликацию, а зачем вам понадобился этот прием в данном фильме?

- Мне показалось, что здесь это тоже драматургически обусловлено.

- Как долго шли съемки, с какими сложностями пришлось столкнуться?

- Проект длился почти два года, он действительно не был легким, первая часть съемок прошла в сентябре 2004 года в Узбекистане, и была, наверное, самая тяжелая, потому что стояли очень высокая температура и песчаные бури. Техника ломалась, люди просто падали в обмороки. Основные съемки проходили в Одессе весной-летом 2005-го, потом в г. Плес Ивановской области и в Москве.

- Использовались ли в съемках ресурсы Одесской киностудии?

- Одесская киностудия помогала, но особых ресурсов у нее сейчас нет, поэтому помогала она скорее людьми. Еще у всех были замечательные водители - мы за ними просто ходили и все записывали. Там же у нас появилась новый администратор Таня Горустович, потом мы взяли ее с собой в Плес и в Москву. Каждый день она выдавала нам на площадке какой-нибудь очередной перл. Например, однажды, когда она раздавала всем вызывные листы - это такие «повестки» с подробным расписанием следующего съемочного дня, я попросила один и себе. На что Татьяна с неповторимым одесским акцентом ответила: «А я вам у монитора положила или вы хотите поносить?!».

- Ульяна, была ли какая-то заслуга Меньшикова в том, что в роли Балаганова снялся Никита Татаренков и какие еще кандидатуры рассматривались?

- Заслуга Меньшикова в том, что Никита играет в спектакле «Игроки». На Шуру Балаганова было очень много проб. Наиболее серьезным кандидатом был Паша Деревянко, но мы не совпали по срокам - он уже снимался в «Мертвых душах» Лунгина. Поэтому в итоге утвердили Никиту Татаренкова, и, как мне кажется, он справился со своей задачей.

- Да, вот говорили, что с четой Лоханкиных тоже были всякие варианты на кастинге?

- Была хорошая проба у Александра Лыкова, но Миша Ефремов переиграл всех Васиссуалиев. А на роль Варвары пробовалась Груня Стеклова, но сыграла Инга Оболдина.

- Было искушение пригласить в картину актеров из «старой гвардии»?

- Мы три месяца репетировали роль Паниковского с Валентином Гафтом, к сожалению, по состоянию здоровья он не смог принять участие в фильме. Но, я думаю, это судьба, что появился Леонид Окунев, которого никто не знает, но я думаю, все полюбят.

- Это единственный случай или были еще какие-то другие?

- Ну, если вы имеете в виду возрастных артистов, то у нас еще заняты Игорь Дмитриев, Михаил Светин, Кахи Кавсадзе.

- Хотелось узнать про «Антилопу» - ее специально сделали, или где-то взяли уже готовую?

- Конечно, был создан специальный автомобиль - его собирали по старым фотографиям на базе «уазика». Пользовались тем, что попадалось под руку - например, фары сделали из старинных самоварчиков. Управлять таким чудом техники смог только актер Дмитрий Назаров (Козлевич), потому что ездить на нем было дико неудобно - ужасно трясло и руль крохотный. Всего было сделано две «Антилопы» - одна для взрыва, другая для езды. За оставшийся экземпляр сейчас ведется активная борьба - очень много желающих прикупить. Торгуемся.

- Кто занимался костюмами на проекте?

- Костюмами занималась прекрасный художник Лариса Лебедева, которая все сделала, по-моему, очень здорово, учитывая прием, мой любимый, под названием «стилизация». За все время съемок было создано около двухсот костюмов, сандалии для Остапа были сшиты специально, а штиблеты нашли у одного дизайнера.

- Почему музыкальнее оформление фильма доверили Алексею Паперному?

- Потому что в сочетании с грустным Остапом в музыке должно быть много драйва. И мне кажется, что у Паперного он как раз присутствует.

- Обычно сразу, после того как выходит сериал по классическим произведениям, появляется куча наследников с претензиями и замечаниями. А в вашем случае что происходит?

- Александра Ильинична Ильф нам помогала, она была на съемках, видела материал и осталась довольна. Наследники Петрова, которые находятся в Америке, проявились недавно, и недовольство их заключалось в том, что они хотели сами написать музыку к фильму.

- Ваши ощущения от фильма - довольны результатом?

- Чем-то довольна, чем-то нет... Если бы я была всем стопроцентно довольна, то меня можно было бы уже куда-то помещать, наверное. Скажем так: есть сцены, которыми я горжусь.

- Вам придется конкурировать с Глебом Панфиловым - его «В круге первом» стартует на второй кнопке одновременно с «Золотым теленком»?

- Ну, знаете, программирование не в моей власти. А интуитивно лично мне кажется, что лучше бы было подобные проекты разводить.

- Ульяна, вы учились у Владимира Хотиненко. Что он вам дал?

- Он мне дал главное, что не дают обычно в киновузах, и за что мы его все любим и считаем блестящим педагогом. В первую очередь - уважение к творчеству других людей: артистов, художников, операторов, моих коллег - режиссеров... А потом… он научил меня терпению в профессии - у меня его не хватало.

- А кто вам интересен из ваших молодых коллег?

- Мне интересны Петя Буслов и Илья Хржановский. Мы, во-первых, приятели, вместе учились, дружили и продолжаем дружить. А, во-вторых, то, что они сделали, мне кажется достойным и очень интересным.

- Вы себя комфортно ощущаете в такой не женской профессии?

- Комфортно. А профессия не женская, не надо здесь строить никаких иллюзий.

- Чем занимаетесь сейчас?

- Буквально на днях улетаю на два месяца в Кению снимать новый фильм-комедию «Экватор».

- Из разговора с вами складывается ощущение, что Вы такой трудоголик... Вы вообще отдыхаете?

- Еще как. И очень даже люблю! Просто пока так складывается, что я постоянно занята работой.

Раиса ВИВЧАРЕНКО

24

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери прошел городской молодежный марш-бросок «Москва за нами!»
Несмотря на снег и холодный пронизывающий ветер, они пришли сюда, чтобы отдать дань памяти тем, кто ровно 75 лет назад остановил фашистских оккупантов на подступах к столице нашей Родины и перешел в контрнаступление, изменившее ход Великой Отечественной войны.
07.12.201620:02
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию