25 Сентября 2017
$57.65
69.07
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Себя, как в зеркале, я вижу…

Для художника написать себя, любимого, всегда радость: ходить на этюды не надо, берешь зеркало и - вперед. Автопортретами в разное время баловались признанные гении живописи. У Рембрандта, например, более сорока собственных изображений. А Врубель и вовсе мог с одинаковым увлечением рисовать все что угодно, в том числе и свою левую руку. Одним словом, сам художник - это натура, которая всегда имеется в наличии.

Для художника написать себя, любимого, всегда радость: ходить на этюды не надо, берешь зеркало и - вперед. Автопортретами в разное время баловались признанные гении живописи. У Рембрандта, например, более сорока собственных изображений. А Врубель и вовсе мог с одинаковым увлечением рисовать все что угодно, в том числе и свою левую руку. Одним словом, сам художник - это натура, которая всегда имеется в наличии. Студенты Тверского художественного училища имени Венецианова, будущие профессиональные живописцы, графики, керамисты, как никто, знают это. Поэтому очередная конкурсная выставка, которая открылась в училище, так и называется «Автопортрет».

Специфика жанра автопортрета такова, что художнику технически выполнить эту работу значительно легче, поскольку свое лицо он хорошо знает, поэтому-то и внешнее сходство передать проще. Что скрывать, любит себя человек, а в автопортрете чаще всего как раз и видно бережное отношение к себе. Впрочем, есть и исключения из правила. Некоторые художники могут взять и, работая над собственным портретом, вволю поиздеваться над собой, подойти к делу с юмором, сделать акцент именно на тех чертах лица, которые, по его мнению, наиболее важны, но которые другие люди не замечают.

Вообще, с точки зрения психологии, автопортрет дает обильную почву для размышлений. Если, к примеру, человек замкнут, закомплексован, собственное изображение, перенесенное на холст или бумагу, эти комплексы и зажимы может запросто снять. Написал себя - и вроде бы полегчало. Тот же самый эффект, по большому счету, достигается, когда художник прибегает к шаржированию собственного образа, представляет его не вполне привычным, - неожиданным или странным (на выставке к таким можно отнести работы Натальи Смирновой). Так или иначе, автопортрет - это всегда исследование себя. Причем результаты его не всегда можно предугадать, иногда процесс выходит из-под контроля художника, появляются черты, которые ему самому до этого были неизвестны. Иными словами, в автопортрете хочешь достичь одного, а получиться может совсем другое.

На выставке в училище Венецианова, впрочем, таких работ нет. В экспозицию вошло сорок произведений, авторами которых выступили студенты всех пяти курсов. По словам преподавателей, они очень серьезно и ответственно подошли к поставленной задаче. Об этом говорит, например, только то, что свои работы на выставку представили даже студентки керамического отделения Вера Иванова, Светлана Марасева и Оксана Гонтарук, естественно, в материале. Живописные и графические работы выполнены в традиционной реалистической манере, однако важно несколько другое.

При достаточно высоком уровне выставки некоторым ее участникам пока не хватает профессиональных навыков. Однако, несмотря на этот, весьма очевидный, в том числе и для них самих, факт, они не побоялись выставить свои работы. Видно, допустим, что первокурсники пока не умеют чего-то делать, зато их старшие коллеги легко справляются с поставленной задачей. Но в обоих случаях проявляется характер, передано внешнее сходство, ощущается темперамент человека.

Есть на выставке очень чувственные, эстетически интересные работы. Из отличающихся от других стоит отметить фотографические автопортреты Евгении Тигунцевой: фотоснимки она обработала на компьютере, эффект получился вполне художественным - фотографии словно бы имитируют офорт или монотипию. В работах других студентов (к сожалению, оставшихся безымянными) можно уловить даже самохваловские приемы. И это вполне естественно, всегда интересно почувствовать себя именитым художником, попробовать сделать так, как сделал бы он.

В графике авторы используют технику коллажа - получается сложный составной образ. Можно было бы пойти и дальше. Сделать автопортрет, например, в виде фоторобота - настричь из журналов разных фрагментов лица, подкрасить их, доработать, получилось бы оригинально и в духе «Их разыскивает милиция». В экспозицию вошли и совсем по техническим приемам произведения, и классический рисунок, в других использованы сухая кисть, монотипия. Все они различаются по технике, мастерству исполнения и радуют исключительным разнообразием. В этом, наверное, и состоит главное достоинство автопортретов студентов-венециановцев.

Евгений ПЕТРЕНКО

27

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя посетил Максатихинский район
Очередная рабочая поездка главы региона была плодотворной. В ней участвовали министр здравоохранения Тверской области Виталий Синода, министр образования Наталья Сенникова, министр строительства и ЖКХ Андрей Волгин, а также представители других ведомств.
22.09.201718:17
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость