20 Января 2017
$59.35
63.18
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Наше кино

28 декабря 2005 года исполнилось сто десять лет со дня рождения кино. Именно в этот день братья Люмьер показали свое знаменитое «Прибытие поезда». Так началась эпоха кино. За век с хвостиком зритель видел всякое: от Великого Немого до современных нам блокбастеров.

28 декабря 2005 года исполнилось сто десять лет со дня рождения кино. Именно в этот день братья Люмьер показали свое знаменитое «Прибытие поезда». Так началась эпоха кино. За век с хвостиком зритель видел всякое: от Великого Немого до современных нам блокбастеров. Вначале люди ходили в кино посмотреть на движущиеся фигуры (кинематограф дословно означает «фиксирующий движения»), таперы комментировали несложное действо аккордами на раздолбанном инструменте. Кинематограф тех лет не считался серьезным искусством. Так, развлечение. Но это развлечение было необычайно популярным. В кино зрители в избытке получали то, чего им не хватало в жизни - красоту и страсти. На экране тех лет царили загадочные женщины, коварные обольстители, красивые страсти и красивая смерть. Шли трагическая мелодрама «Миражи», фантастическая драма «В мире должна царить красота», мелодрамы «Огненный дьявол», «Жизнь за жизнь», «Понизовая вольница» - своеобразная экранизация песни «Из-за острова на стрежень». Успехом пользовался фильм «У камина» и его продолжение «Позабудь про камин, в нем погасли огни». Звезды кино тех лет - Иван Мозжухин, Вера Холодная, Игорь Ильинский, Лидия Коренева, Александр Вертинский. Фильмы с их участием имели ошеломляющий успех.

Что для нас кино? Кино - это и мощный и в то же время ненавязчивый законодатель вкусов, и воспитатель, и демократичное искусство. Если для похода в оперный театр надо, по словам Бориса Покровского, вымыть шею, то кино прорвется к самому неподготовленному зрителю. Скорее, это он захочет помыться после встречи с кино… Обман ли это, лакировка ли действительности, в которой долгие годы укоряли кино советского времени?! Чем объяснить очереди в кинотеатрах в пятидесятые годы? Только ли тем, что в год производилось всего по десятку-другому фильмов? «Большая семья», «Сельская учительница», «Испытание верности», «Член правительства», «Сердца четырех», «Депутат Балтики», «Простая история», «Моя любовь» - названия фильмов тех давних лет стали нарицательными.

Кино у каждого свое. Для кого-то это увиденный в детстве «Тарзан» или Дина Дурбин, поразившая в фильме «Сестра его дворецкого». Как удивительно, с трогательным акцентом, вряд ли понимая смысл, эта американка пела на русском языке «Ехали на тройке с бубенцами»! Кто-то навсегда запомнил трофейные ленты с Лоуренсом Оливье и Ингрид Бергман… Для кого-то кино олицетворяют «Ромео и Джульетта» Дзеффирелли или Фантомас Жана Марэ, Джульетта Мазина в «Дороге» и «Ночах Кабирии», или «Овод» с Олегом Стриженовым. А может быть, кино - это французские «Шербурские зонтики», «Мужчина и женщина»? Или «Ночной дозор»? Кино всегда разное. И в этом заключается загадка его привлекательности.

В семидесятые годы фильмов снималось много. Очень много. Советские люди отвлекались от повседневности просмотром лент «Ночной гость», «Поздняя встреча», «Суета сует», «Цветы луговые», «Время желаний», «Женщина, которая поет», «АББА», множеством фильмов с Пьером Ришаром, почему-то в избытке шедших в то время на экранах кинотеатров - «Он начинает сердиться», «Укол зонтиком», «Не упускай из виду», «Игрушка». …. Милые непритязательные картины, и юмор неживотный. Французского кино вообще было много. Для перестроечного СССР - «Кабаре», «Крестный отец», «Однажды в Америке», «Короткие встречи», «Маленькая Вера», «Покаяние».

«Не будь на свете книг, я пришел бы в отчаяние», - так писал Шопенгауэр. Каково же в наше время ему бы было без кино! Возникший как особая техника, пребывавший 33 года в немоте, обретший звук, цвет, новый язык, невиданную свободу в выборе новых и вечных тем, кинематограф из технической новинки и ярмарочного развлечения превратился в новое искусство - искусство двадцатого, а теперь и двадцать первого века, запечатлевшее все его взлеты и падения.

Муза динамичного двадцатого века не обошла Тверь. Главными кинотеатрами Калинина долгие годы были «Вулкан» и «Звезда». «Вулкан» зажегся в 1916 году, «Звезда» на двадцать лет позже. Много лет они соперничали. Похоже, что на данном этапе побеждает «Звезда». Здесь современное техническое оснащение, идут новинки проката, полно зрителей.

Особая тема - город на экране. Кинофильмы, как правило, снимаются не в интерьерах киностудий (как телесериалы), а на натуре. Так на пленке остались города. Москва в кино - это «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны», «Москва слезам не верит», «Покровские ворота», «Чистые пруды», «Я шагаю по Москве», «Июльский дождь». Петербург в кино тоже разный, и это не только «Улицы разбитых фонарей» и «Преступление и наказание».

Калинин, а потом и Тверь не может пожаловаться на свою неудачную кинематографическую судьбу. Наш город любили снимать режиссеры. На пленке осталось то, чего уже давно нет в жизни. В фильме «Первые радости» - совсем еще маленькие липы на набережной Степана Разина. Режиссер Евгений Матвеев запечатлел в своем «Сибирском деде» район Коммунальной улицы (ул. Жигарева, Базановой) и квартал развалин на нынешней богатой Трехсвятской. Двор университетской библиотеки остался на пленке в одном старом польском фильме. Старый волжский мост и конструктивистский речной вокзал (к счастью, уцелевшие) - «сыграли» в фильмах про сельского участкового Анискина - Михаила Жарова.. Тверской императорский дворец стал усадьбой в картине «Мой ласковый и нежный зверь». Калинин послевоенный стал декорацией к давно забытому фильму «Доктор Вера», а Калинин 70-х годов смотрите в фильме «Живете в радости». Может быть, когда-нибудь покажут непритязательную детскую комедию из жизни обезьянок «Приключения Донни и Микки» с Савелием Крамаровым в главной роли.

В начале 80-х годов Ролан Быков снимал у нас «Чучело». Здание областной детской больницы стало школой, речной вокзал - парикмахерской, в которой работала Светлана Крючкова - мама совсем незвездной, подростково-угловатой Кристины Орбакайте. В массовке участвовали ученики и учителя школы № 16. С ними работали Ролан Быков, Елена Санаева, Юрий Никулин. Фильм стал общественным событием своего времени. Тогда ощущалось, что наступает новая эпоха. Люди озабоченно поглядывали на новые поколения, входящие в жизнь.

Наезжают кинематографисты и в наши дни. В Твери снимали «Статского советника», «Детей Арбата», сериал «Курсанты», многие другие картины.

Какие актеры были связаны с Тверью - Марина Ладынина, Михаил Царев, Нина Сазонова, Вера Васильева, Владимир Зельдин, Инна Ульянова. Как же наша нравилась Тверь кинодеятелям, приезжавшим на «Созвездие»! Спасибо им за интерес к нашему городу. Они запечатлели Тверь на кинопленке, а значит, ее увидят наши потомки.

Александр БУШЕВ

18

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Тверской области стартовала программа «Нас пригласили во Дворец»
Проект «Нас пригласили во Дворец» реализуется по инициативе губернатора Игоря Рудени. Всего в масштабной акции примут участие более 33 000 учащихся 526 школ Твери и области. В картинной галерее побывают 513 групп, составленных из учеников 8-х классов. Численность же обучающихся в 9–11-х классах составляет около 21 000 человек.
19.01.201711:17
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию