28 Марта 2017
$57.02
61.96
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Два года - и вся жизнь

Сейчас в залах Третьяковской галереи развернута большая юбилейная выставка работ художника Михаила Соколова, которому в прошлом году исполнилось 120 лет. Ценители русского искусства первой половины 20 века еще успеют с ней познакомиться - она будет работать до конца января.

Сейчас в залах Третьяковской галереи развернута большая юбилейная выставка работ художника Михаила Соколова, которому в прошлом году исполнилось 120 лет. Ценители русского искусства первой половины 20 века еще успеют с ней познакомиться - она будет работать до конца января. Для тверских зрителей в этой экспозиции есть особенный интерес: Михаил Соколов не просто прожил в Твери два года - тверской период стал своего рода переломом в творчестве художника. Самое значимое полотно этого времени, впрочем, в экспозиции не представлено - но о об этом чуть позже.

От «Мира искусства» к авангарду

Михаил Ксенофонтович Соколов родился в 1885 году в Ярославле, учился в знаменитом столичном училище живописи, ваяния и зодчества, которое, впрочем, не закончил. Стилистически он был близок к художественному объединению «Мир искусства», участвовал в нескольких коллективных выставках.

Были в жизни художника и фронты Первой мировой, и бурные революционные события. После революции он, как многие его коллеги, включился в новый художественный процесс, который должен был соответствовать жизни нового передового общества. С 1 января 1921 года решением Наркомпроса Михаил Соколов, уже известный художник, был назначен профессором в недавно созданные в Твери Свободные государственные художественные мастерские.

Мы наш, мы новый мир построим…

Такие учебные заведения в начале двадцатых в массовом порядке создавались не только в губернских, но даже в некоторых уездных городах - подобным образом новая власть собиралась решать проблему профессионального художественного образования. В столицах на новые методы обучения переходили учебные заведения «из бывших»; там, где школ и училищ не было - их создавали заново. Подобные мастерские еще в 1919 году были организованы на даче “Чайка”. В Твери специализированного художественного училища не было, и в 1920-ом в доме, который и сейчас стоит на углу Советской улицы и Тверского проспекта (нынче там располагается кафе «Добрыня»), разместилось учреждение образования нового типа.

К тому времени там уже преподавали Тихон Краснов, Герман Ермолаев и Антонина Софронова - не только художница, но и теоретик-искусствовед. Ученица Машкова, она прошла через кубизм и кубофутуризм, и осенью 1920 года прочитала в Твери доклад, в котором сформулировала основные задачи современного искусства и теоретические принципы конструктивизма - намного раньше, чем это сделали столичные искусствоведы. Именно под влиянием Антонины Софроновой Михаил Соколов обратился к кубофутуризму; к чистому конструктивизму он, впрочем, так и не пришел.

«Буржуа, на карачки!»

Поначалу все было просто замечательно. В мастерских подбиралась обширная библиотека, создавался музей новой художественной культуры, для которого покупались произведения столичных художников, ученики ездили на экскурсии в Москву. В мае 1921 года была организована большая выставка работ преподавателей и студентов. Которая получила исключительно негативную оценку в местной прессе: статья «Буржуа, на карачки!» стала поводом для оргвыводов и последовавших санкций: Антонина Софронова, Михаил Соколов и искусствовед Николай Тарабукин были уволены - как тогда говорили, “отозваны”.

Любопытно, что Тверь стала первым городом в России, где начались гонения на авангардное искусство - в Питере, к примеру, это случилось лишь в 1925 году. Искусствовед Владимир Биберин может лишь предполагать (каких-либо документов на этот счет не сохранилось), что сыграла свою роль местная ситуация, отмеченная исключительным почтением к традиции: в Твери того времени не воспринимали ничего левее «Бубнового Валета».

- Я думаю, что имел место творческий и эстетический конфликт непосредственно внутри учебного заведения, - говорит Владимир Биберин, - Михаил Соколов и Антонина Софронова не были непосредственными руководителями мастерских, они там лишь преподавали. Но существовала и администрация - тогда это называлось «уполномоченный по мастерским», и эти люди, вероятно, были более склонны к традиционализму и не воспринимали привнесенные преподавателями новые направления. В этой ситуации газетная статья вполне могла стать поводом для углубления конфликта и последующего увольнения преподавателей.

Получив «отзыв», Антонина Софронова сразу уехала в Москву, ее коллега же - судя по письмам и воспоминаниям, человек сугубо непрактичный - на некоторое время застрял в Твери без работы и без денег.

Черно-белый цвет

Из тверского периода сохранилась лишь одна живописная работа Михаила Соколова - авангардная композиция «Тверь. 1921». В 2000 году она произвела фурор на выставке «Русское искусство из собраний музеев Центральной России» в Новом Манеже: такого Соколова еще не видели. Скорее всего, она была в той злосчастной майской экспозиции, и непосредственно с выставки была приобретена в коллекцию краеведческого музея: пока раскручивался скандал, пока увольняли автора - его работа уже обрела хозяина. Это ее и спасло: она надолго скрылась в запасниках. До 2000 года ее никто не видел.

В картинную галерею, впрочем, картина поступила в ужасающем состоянии: красочный слой на тонком холсте был полностью деформирован, рассечен кракелюром с загибающимися вверх краями. Даже московские реставраторы просто боялись к ней подступиться. Дело в том, что 1920-е годы особым благосостоянием не отличались, а проще говоря - были нищими и голодными. Художники и их ученики работали чем и на чем придется. Владимир Биберин обнаружил в тверском областном архиве, к примеру, заявки руководству мельницы с просьбой выделить мешковину (она использовалась в мастерских в качестве холстов) и мучную пыль для грунта, связующим составом в котором был столярный клей. Вместо красок художники использовали ту же мучную пыль, мел и сажу, соединенные не с масляной, а с опять же с клеевой основой неизвестного состава, что впоследствии придало этим работам особую хрупкость. При использовании обычных методов реставрации красочный слой попросту растворялся. Реставратор картинной галереи Светлана Кузенкова вместе со столичными коллегами по сути сделала серьезное научное открытие, разработав уникальную методику восстановления столь редкостной в техническом отношении живописи.

Впрочем, даже отреставрированная, эта вещь остается очень хрупкой. Настолько, что сотрудники галереи побоялись предоставить ее на юбилейную выставку - она могла попросту не пережить еще одного путешествия в Москву.

Святой Себастьян русской провинции

Михаил Соколов застрял в Твери на два года. «Отзыв» выпал на лето, и до начала следующего учебного года художник имел возможность жить при мастерских. Потом его оттуда «попросили». Он снимал комнату у священника Покровского храма Никольского, предположительно в одном из домов на набережной Тьмаки, еще и сейчас сохранившихся в районе Центрального рынка. От безысходности брался за любую работу: рисовал портреты по фотографиям и даже игральные карты - оказывается, тогда их не выпускали промышленным способом, а потребность в такой продукции была весьма высока. Зарабатывал немного, к тому же его часто обманывали.

Спасением для художника стала книжная графика. Известно, что он оформлял книгу тверского поэта Матвея Дудорова и сборник статей «О театре», в котором были представлены работы известных российских театроведов. Надо полагать, что и в то время тверские полиграфисты котировались очень высоко, и здесь размещали заказы крупные столичные издательства. По иронии судьбы, именно в Твери была издана первая серьезная теоретическая работа, посвященная конструктивизму.

Не имея возможности заниматься изобразительным искусством, Михаил Соколов давал выход творческой энергии, сочиняя стихи. Здесь стилистический диапазон был исключительно широк - от ностальгических символизма и акмеизма до актуальных имажинизма и футуризма. Эти стихи остались не только в письмах, но и в маленьких рукописных книжечках, которые Михаил Соколов сам и оформлял. Такая форма бытования поэзии, кстати, очень характерна для двадцатых годов - достаточно вспомнить многократно описанную в мемуарах «Книжную лавку писателей», в которой продавали свои рукописные сборники Сергей Есенин, Михаил Кузмин, Анатолий Мариенгоф. Сохранилась, в частности, поэма Михаила Соколова «Святой Себастьян», главную прелесть которой составляют замечательные по выразительности миниатюрные рисунки пером.

Надо сказать, что эта не самая актуальная для послереволюционной России тема явно интересовала художника. Судя по сохранившимся фотографиям, на майской выставке была большая живописная работа «Святой Себастьян», выполненная в кубофутуристической манере. Возможно, в образе святого мученика Михаил Соколов видел отражение своей весьма нелегкой судьбы.

В конце 1922 года Михаилу Соколову все-таки удалось уехать из негостеприимной Твери. Сначала он жил в Яхроме, потом перебрался в Москву - занимался книжной графикой, преподавал. А в 1938-ом был репрессирован и сослан в сибирский лагерь «Тайга». И в заключении он продолжал работать, как и в двадцатых, используя самые неожиданные подручные материалы - писал на крышках от посылочных ящиков, рисовал на папиросных и спичечных коробках. И каким-то образом переправлял эти произведения друзьям в Москву.

В 1943 году Михаила Соколова досрочно освободили по состоянию здоровья. Жить в столицах ему, разумеется, было запрещено, и художник поселился в Рыбинске, откуда на свой страх и риск все-таки приезжал в Москву. Умер он, практически забытый, в послевоенном 1947 году.

Наталья ЗИМИНА

23

Возврат к списку

В университет с частушками | В Тверском педагогическом колледже проходит досрочная сдача ЕГЭ
35-летний Николай Соловьев 18 лет работает в одной из школ Максатихинского района. Преподаватель истории, краевед, финалист конкурса «Учитель года-2012», призер областного фестиваля гармонистов и частушечников, сегодня он пришел в пункт досрочной сдачи ЕГЭ, чтобы сдать экзамен по русскому языку.
27.03.201721:14
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию