31 Марта 2017
$56.38
60.6
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 01.06.2010

Сколько стоит фуга Баха?

Ну, не сама, конечно же, а способность слушать ее с пониманием и наслаждением. Как определить, кому из ясноглазой веселой детворы уготовано познать мир Большой Музыки - Моцарта и Чайковского, Рахманинова и Вагнера? А кому - довольствоваться шлягерами и несложными танцевальными ритмами?

Ну, не сама, конечно же, а способность слушать ее с пониманием и наслаждением. Как определить, кому из ясноглазой веселой детворы уготовано познать мир Большой Музыки - Моцарта и Чайковского, Рахманинова и Вагнера? А кому - довольствоваться шлягерами и несложными танцевальными ритмами?

Способностей мало - они нуждаются в развитии, как и музыкальный вкус. А развитие, извините, стоит денег. Родители ребят из тверской школы № 27 недавно узнали, что за «дополнительное» эстетическое развитие своих детей с января 2006 года им придется платить примерно по тысяче рублей в месяц. Не хотите? Тогда его отменят вовсе! Город за музыкальное образование своих маленьких граждан из этого рабочего района платить отказывается.

Под письмом, пришедшим в редакцию, - десятки подписей. Мамы и папы бьют тревогу: наши дети любят музыку! Они призеры олимпиад по искусству, лауреаты областных и городских фестивалей и конкурсов! Даже всероссийских! Школьные самодеятельные коллективы имеют звание образцовых, они выступают даже в столице! Многие вообще свою жизнь собирались с музыкой связать, на дорогие инструменты потратились, все наперед спланировали, ведь 27-я помимо общеобразовательной программы давала полный курс как музыкальная школа. А теперь учебный процесс будет прерван прямо посреди года? И еще много чего в том письме - и просьб, и возмущения. Но давайте по порядку.

Итак, средняя школа № 27 расположена на ул. Орджоникидзе, неподалеку от «Искожа» и бывшего комбината «Химволокно» - классический «рабочий район», как принято было говорить еще лет 15 назад. И именно тогда появился проект совмещения общеобразовательного и дополнительного образования художественно-эстетической направленности, так сказать, в лоне одного учебного учреждения. Школа реализовала его с убедительным успехом: за 15 лет была создана необходимая база, разработаны программы, накоплен опыт, сформирован высокопрофессиональный педагогический коллектив. На музыкально-эстетическом отделении занимается 800 учащихся.

Дети и родители свою школу обожают, музыкой занимаются увлеченно и страшно гордятся, что они - «из 27-й». При этом контингент, так сказать, не «консерваторский». Среднего класса почти нет, разве что его нижний слой - семьи бюджетников, которые к этой категории и отнести-то можно разве что по статусу. А так все больше малообеспеченные люди, едва сводящие концы с концами. Процентов 10-15 и вовсе остро нуждающиеся и неполные семьи с крайне низким уровнем достатка. И вот эти дети действительно становились лауреатами и дипломантами тверских и общенациональных, даже международных конкурсов! Значит школа смогла дать им не только качественное системное музыкальное образование, что само по себе достаточно сложно, она воспитала их эстетически развитыми людьми, умеющими понимать и любить прекрасное, привила художественный вкус, научила думать и чувствовать на достаточно высоком уровне. Кстати, таких школ, совмещающих общеобразовательную и дополнительную художественно-эстетическую программы, в городе всего две - 27-я и 49-я.

И вот теперь над школой нависла угроза. Нет, не гибели - усреднения. Возмущенные родители говорят еще резче - обрезания. Мол, как же это, нам твердят с телеэкранов, что образование молодого поколения, воспитание гармонично развитой личности - это приоритетное направление социальной политики государства… А на деле что получается?! Выходит, наши дети не имеют права развивать свои способности? Хорошее образование и культурное развитие - это только для богатых, а нам и «усеченного» достаточно?

Недостаточно. И никаких прав у ваших детей никакие законы не отнимают. Просто реформа образования радикально изменила условия финансирования, но это не означает, что нельзя найти выход из создавшейся ситуации.

Мы встретились с директором школы Валентином Васильевичем Новоселовым и завучем по музыкальной части Мариной Борисовной Телещук. Они подтвердили, что с 1 января в связи с переходом на нормативное (его еще неофициально называют «подушевым») финансирование музыкально-эстетическое отделение может быть закрыто. Нормативное финансирование рассчитано лишь на общее образование. Им предложили сделать его платным или ликвидировать вовсе. Но они прекрасно понимают, что их контингент таких расходов просто не выдержит.

- Но это общая проблема, - говорю я. - И во многих местах дополнительное образование оплачивается за счет города. Где - полностью, где - хотя бы частично!

Мои собеседники об этом знают. Правда, никто из чиновников их не обнадежил, хотя по кабинетам они ходят и соответствующие бумаги направляют - с выкладками, аргументами и т.д. Ответа пока не получили, но надежды не теряют.

- Мы сейчас даже не о собственной судьбе думаем, - говорит Марина Борисовна. - Ужасно жаль детей, среди них много талантливых. И даже если профессиональными музыкантами станут немногие, все они вырастут по-настоящему культурными людьми. А если наше отделение будет закрыто, заниматься им будет просто негде. Неужели наши власти это допустят?

Валентин Васильевич уверен, что не допустят, успокаивает педагогов и родителей: нужно просто набраться терпения, не паниковать и подбадривать детей. Они должны учиться спокойно, в обычном режиме. Закрытие отделения не только лишит их возможности получить музыкальное образование, но и причинит серьезный, возможно, непоправимый моральный ущерб. Они вступят в жизнь, считая себя обделенными. Этого надо избежать! Новоселов убежден, что городские власти это должны понять.

Наверное… Вот только все истории последних лет - с детскими спортивными школами, с хоровой школой - как-то оптимизма не вселяют.

Есть еще один момент, которого я понять не могу. В музыкальной школе (хорошо, хоть их у нас пока не закрывают) родители за своих чад платят, но никак не тысячу рублей, а примерно вдвое меньше. То есть мамы и папы вносят часть стоимости обучения. А почему родители ребят из школы № 27 должны оплачивать его полностью? Эти 800 мальчишек и девчонок - дети второго сорта? Ущемлены в правах на культурное развитие? Может, если город возьмет на себя хотя бы половину, остальное смогли бы доплачивать родители? А лучше бы 70 процентов!

И последнее, о чем я хотела сказать и о чем сегодня с тревогой думают опытные педагоги. Понимаете, иметь и лишиться - это еще хуже, еще тяжелее, чем не иметь вовсе. Этим ребятам приоткрыли дверь в великий, прекрасный мир, а теперь захлопнут ее и скажут: Моцарт с Бахом не про вас, ваши мамы кошельками не вышли. Хватит с вас и дискотеки, а культура - она для богатых.

Сказать вам, что произойдет с душами этих ребят? С их родителями? Как эта школьная история отзовется на социальной ситуации в городе? Причем пролонгировано, поскольку обиду эти пока еще совсем юные люди будут помнить всю жизнь. Может, господа городские начальники догадаются сами?

Напомню: деток - 800. У каждого - хотя бы одна мама. А еще бабушки, дедушки, может, старшие братья и сестры, уже достигшие 18 годочков. Ох, аукнется это на выборах, и не раз!

Если сейчас не просчитать возможных последствий. Это ведь несложно: даже не высшая математика - социальная арифметика.

Лидия ГАДЖИЕВА

16

Возврат к списку

В армию на три дня | В Твери прошли учебные сборы юнармейцев
В Твери на территории военной части 31056 прошли учебные сборы. Кажется, обычное дело – строевая, физическая, огневая подготовка, ориентирование на местности. И все же они были особенными.
29.03.201720:59
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию