11 Декабря 2016
$63.3
67.21
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Встреча с мастером вызывает жажду

«Неужели не понятно, что Маргарита - это ведьма, посланная Воландом для того, чтобы спасти угодный ему роман Мастера?» - с возмущением вопрошает одна моя знакомая, напрочь не принимающая фильм Бортко. Известный журналист Леонид Радзиховский насмешливо утверждает, что Сергей Безруков сыграл не Христа, а все того же своего тезку Есенина, да и Пилат, дескать, не тот, и Воланд - не Воланд…

«Неужели не понятно, что Маргарита - это ведьма, посланная Воландом для того, чтобы спасти угодный ему роман Мастера?» - с возмущением вопрошает одна моя знакомая, напрочь не принимающая фильм Бортко. Известный журналист Леонид Радзиховский насмешливо утверждает, что Сергей Безруков сыграл не Христа, а все того же своего тезку Есенина, да и Пилат, дескать, не тот, и Воланд - не Воланд…

О фильме «Мастер и Маргарита» не просто говорят - о нем спорят заинтересованно и жарко, что само по себе уже признак несомненного и очевидного успеха. Разные суждения об экранизации знаменитого романа разносятся через все виды СМИ, становятся сюжетом споров в домашнем и дружеском кругу, что, однако, не мешает спорщикам дружно собираться у телеэкрана в назначенный час.

При всем том немногие отмечают одну, но весьма важную особенность этой экранизации: бережное и точное следование тексту одного из величайших романов ХХ века, стремление авторов фильма максимально сохранить тональность и стилистику Булгакова. В эпоху постмодернистских вольностей по отношению к классическим текстам такой подход, согласитесь, выглядит почти вызывающе.

Конечно, телеязык и язык литературы, как и восприятие того и другого вида искусства, отличаются весьма существенно. Но, как известно, «в начале было Слово», и бережное отношение к слову - исток всякого искусства. Именно поэтому изобразительный ряд телеверсии романа в своей изысканной скупости следует романной стилистике, не избегая технических эффектов, вполне естественных для сюжета «с чертовщиной», но и не подавляя словесную основу их обилием. Возможно, этому помогает театральное мышление Михаила Булгакова, который, как и герой «Театрального романа», сначала видит нечто, происходящее в воображаемой «коробочке», а потом описывает его. Кинематографичность «Мастера и Маргариты» очевидна. Если бы технические возможности современного Булгакову кино были хоть сколько-нибудь приближены к современным, он наверняка бы задумался о киноверсии романа, а может, и взялся бы за сценарий, который мог стать столь же блистательным, как театральная версия его «Белой гвардии».

Конечно, знаменитый роман будут экранизировать еще не раз. Однако бесспорных экранизаций не будет - это можно сказать наверняка. Главное, чтобы каждая новая версия была достойна сопоставления с самим романом. Нет сомнений в том, что предложенное авторами телесериала прочтение его побудит новое поколение зрителей вернуться к булгаковскому тексту. А это уже достижение, и немалое.

Можно много говорить об актерской игре, опять же по-разному оценивая раскрытие того или иного образа. Кто-то скажет, что Пилат староват, Маргарита недостаточно эксцентрична, а Воланд непозволительно добродушен для сатаны и даже сентиментален, что Иван Бездомный первых серий слишком напоминает Шуру Балаганова из старого фильма Михаила Швейцера и т.д. Все эти справедливые и не очень суждения не отменяют того факта, что актерский ансамбль, собранный из столь ярких индивидуальностей и знаменитостей, остается ансамблем - то есть творит слаженно и в едином стилистическом ключе, не выпадая из него ни в одной сцене или даже реплике. И участие в этом фильме для каждого из очень разных актеров стало заметным фактом его творческой биографии, помогающим раскрыть какие-то новые свойства своего дарования.

А главное, многие зрители уже сейчас с грустью думают о том дне, когда пройдут титры последней серии и в их ежевечернем существовании возникнет некое пустое пространство, которое надо будет чем-то заполнять. Остается пожелать всем нам найти достойное насыщение того голода по настоящему искусству, который пробуждает встреча с Мастером.

Сергей ГЛУШКОВ

22

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В День Героев Отечества Игорь Руденя встретился с почетными жителями Верхневолжья
Сегодня, в День Героев Оте­чества, губернатор Игорь Руденя встретился с прославленными жителями нашей области. Сразу 10 выдающихся земляков собрались за одним столом. 
09.12.201622:06
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию