26 Июня 2017
$59.66
66.68
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Художественный радикализм. Выставка или политическая акция?

Бурную и не совсем однозначную реакцию публики вызвала выставка политического плаката московского художника Андрея Будаева «Постсоветская демократия - 15 лет пародий», которая проходит сейчас в выставочном зале областной картинной галереи.

Бурную и не совсем однозначную реакцию публики вызвала выставка политического плаката московского художника Андрея Будаева «Постсоветская демократия - 15 лет пародий», которая проходит сейчас в выставочном зале областной картинной галереи. Она стала визуальным откликом, реакцией на политические события и деятельность отдельных российских политиков. По крайней мере так говорит создатель представленных коллажей.

В начале 90-х, время, богатое на разного рода политические перипетии, такого отклика не было, политическим плакатом никто практически не занимался, и Андрей Будаев занял свободную нишу в искусстве. Брал фотографии политических деятелей, классические изображения и микшировал все это на компьютере. Тем с тех пор и занимается, серьезно, жестко - радикально. В творчестве руководствуется основным принципом.

- Художник должен быть оппозиционен существующему режиму, строю, - говорит Будаев. - Я никогда не пробовал работать на систему и никогда не буду на нее работать. Все, что я делаю, - это внутренний заказ.

Такая принципиальность, а еще больше, по всей видимости, скользкие политические темы (известно же, что политика - грязное дело), разрабатываемые в плакатах, равно как и их герои, вызывают прямо противоположную реакцию. Выставку Будаева в Московском «Новом манеже», прошедшую в начале октября, и публика, и пресса восприняли исключительно как политическую акцию, хотя сам автор считает ее явлением искусства. И ничем другим. Подобные проекты, надо сказать, могут изрядно испортить жизнь организаторам, предоставившим экспозиционную площадку. В Москве, например, работы Будаева с Валентиной Матвиенко и Владимиром Путиным в качестве главных персонажей, не показывали. В Твери они есть, но, надо сказать, прежде чем открыть выставку в залах картинной галереи художник испросил на это разрешение властей. Все-таки время у нас сейчас неспокойное: выборы на носу - как бы не сочли происходящее за политическую акцию. Впрочем, художник от таких интерпретаций всячески открещивается.

Вместе с тем своих пристрастий к некоторым объектам своих коллажей Андрей Будаев не скрывает, и в работах, надо сказать, это очень хорошо заметно - опальный заключенный Ходорковский, воинствующий Лимонов, Валерия Новодворская и думающий о судьбах малых народов «начальник Чукотки» Абрамович…

Эти и другие работы Андрея Будаева (их в экспозиции более сотни) смотрятся этаким кривым зеркалом или калейдоскопом, позволяющим зрителю увидеть почти всегда запредельно абсурдное существование героев. Художник использует в своих плакатах, в общем-то, общепонятные и общедоступные изобразительные средства и техники (был бы только Photoshop). С их помощью будь то Лужков, Клинтон, Ельцин или кто-то другой становятся не просто объектом внимания художника, они выступают в роли объекта искусства и в искусстве могут при желании опознать самого себя. Случается это, как признался Будаев, очень редко: герои не покупают работ со своим изображением. «Вроде бы Жириновскому подарили на день рождения одну из картин, но я точно не знаю», - сказал Андрей Будаев. Впрочем, иначе, думается, и быть не может: слишком работы эти ироничны, а некоторые и вовсе выполнены с какой-то намеренной жесткостью.

Выставка «Постсовесткая демократия - 15 лет пародий» демонстрирует буйство красок, сюжетов, образов, есть на что и на кого посмотреть. Художник конструирует многофигурные цветные композиции, все персонажи которых составляют сущий паноптикум. Усложненный визуальный ряд тому подтверждение, так что с радикализмом у Андрея Будаева все хорошо, но лаконизма как-то не достает. Впрочем, может быть, он и не нужен. Будь все плакаты лаконичны и просты, вполне возможно, их и посчитали бы политической акцией, шокирующее многообразие, фантасмагоричность коллажей, знание и смешение различных традиций - это, наверное, уже ближе к художествам.

Петр РУЧНИКОВ

7

Возврат к списку

Сегодня столица Верхневолжья отмечает 882-й день рождения
Атмосфера большого праздника витает в воздухе с самого раннего утра. К полудню к городским площадкам, задействованным в торжествах, начали стекаться горожане и гости областной столицы. На Театральной площади развернулся фестиваль ретро-автомобилей и выставка «АвтоСТОП: 20 лет вместе».
24.06.201720:23
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость