17 Января 2017
$59.61
63.23
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Шесть веков вместе. Выставка «Михаил Тверской» в Императорском дворце

Князь Михаил Ярославич Тверской, по свидетельству летописцев, не отличаясь крупным телосложением, человеком был мужественным, сильным и умным. Таким его и изобразил художник Прокопий на одной из своих икон: с высоким лбом, раздвоенной бородой и короткой стрижкой - как раз по моде того времени. О жизни и подвиге князя Михаила рассказывает выставка «Великий князь всея Руси Михаил Ярославич Тверской», которая открылась в Императорском дворце.

Князь Михаил Ярославич Тверской, по свидетельству летописцев, не отличаясь крупным телосложением, человеком был мужественным, сильным и умным. Таким его и изобразил художник Прокопий на одной из своих икон: с высоким лбом, раздвоенной бородой и короткой стрижкой - как раз по моде того времени. О жизни и подвиге князя Михаила рассказывает выставка «Великий князь всея Руси Михаил Ярославич Тверской», которая открылась в Императорском дворце.

Посвящена она сразу двум датам - 735-летию со дня рождения Михаила Тверского и 700-летию его восхождения на великокняжеский Владимирский стол.

Время, которое охватывает экспозиция, - почти шесть столетий с XIV до начала XX века. Здесь - иконопись, графика, декоративно-прикладное искусство, книги, нумизматика из собрания Тверской областной картинной галереи. Надо сказать, что по сравнению с другими музеями России иконография Михаила Тверского представлена у нас значительно лучше. Самое естественное объяснение этому - князь Михаил Тверской стал символом расцвета Тверского княжества конца XIII-XIV веков, небесным покровителем и заступником тверитян. Но есть и исключительно музейная причина. Коллекция, посвященная Михаилу Ярославичу, куда сейчас входит около двадцати произведений, собиралась более ста лет. В 1893 году известный московский собиратель П.И. Щукин подарил Тверскому музею икону, написанную в конце XVII века, «Михаил и Арсений Тверские с Тверским Кремлем и «Преображением». Она и положила начало собранию, которое впоследствии пополнилось традиционными иконами, эмалями, живописью и графикой.

Самые древние экспонаты выставки - золотоордынские монеты дирхем и пулы, которые чеканили при Узбек-хане, Джахингир-хане и других правителях Орды в первой половине XIV-XV веков. Происходят они из древнего золотоордынского городища Мамай-Маджары и напоминают о подвиге князя и его казни 22 ноября 1318 года. Сюда привезли Михаила Тверского, здесь случилось чудо, по которому город получил потом свое название, - люди увидели светящийся крест, уходящий высоко в небо. В XX веке город Святой Крест после посещения маршала Буденного был переименован в Буденновск.

Наиболее значительные произведения иконописи с изображением Михаила Ярославича связаны с последними десятилетиями XVII века. В это время идет постройка Спасо-Преображенского собора, складывается местная традиция почитания духовных покровителей Твери - князя Михаила Ярославича и святителя Арсения Тверских. Иконографический тип повторяется не только в иконах, но и в произведениях декоративно-прикладного искусства, например, на эмалевом образке XIX века.

Разные эпохи дают свое прочтение образа князя Михаила, имя которого было настолько популярно, что иконы с его изображением часто входят в состав икон семейных охранителей и предстателей-молитвенников.

- На рубеже XIX-XX веков появляются однофигурные иконы, создаваемые для храмов, - рассказывает куратор выставки, старший научный сотрудник картинной галереи Ната Майорова. - Они включались в местный ряд иконостасов, а также в миниатюрные образки для паломников. На одной из таких икон (ее мы показываем на выставке) князь изображен с рукой, прижатой груди, - жестом усиленного моления.

Написана эта икона в имперском стиле, а сам князь изображается не совсем привычно: он предстает молодым, а не человеком среднего возраста согласно иконописной традиции. Да и одежду святого художник, что называется, сочинил - в такой во времена Михаила Ярославича никто не ходил. Этот образ князя сейчас активно используется в средствах массовой информации, рекламе, может быть, потому, что он более понятен современному человеку. Хотя одежда святого декорирована пентаклями (пятиконечными звездами) - древними символами Троицы, и фигурками, очень похожими на репу. Это стилизованное древо жизни, корни которого уходят в землю, а крона тянется к небесам. Орнамент каймы также имеет свое значение - ромбы символизируют единое божество, а речной жемчуг - Богоматерь.

О земном союзе Михаила Тверского и Анны Кашинской в экспозиции напоминают жестяные венчальные венцы XIX века, написанные в народной манере. Вместе святые не изображаются, иконы Анны Кашинской активно стали писаться только после второй канонизации, на всех них святая в образе монахини стоит на фоне кашинского пейзажа. Есть на выставке, впрочем, икона конца XIX века «Святой Благоверный князь Михаил Ярославич Тверской и мученица Соломония», которая была написана специально для венчания.

Евгений ПЕТРЕНКО

20

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

На Тверском региональном этапе Всероссийского дня снега Морозовы опередили Снежковых
Накануне всю ночь медленно, но верно падал снег. В парке активного отдыха «Гришкино» на территории Калининского района и вовсе намело сугробы по колено.
16.01.201722:23
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию