11 Декабря 2017
$59.28
69.64
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
P.S. 01.06.2010

Здравствуй, завод!

В высшей степени занятный подарок получили в свой профессиональный праздник сотрудники Тверского домостроительного комбината: на территории завода открылась не просто выставка, а состоялась большая художественная акция, которая так и называлась – «Завод».

В высшей степени занятный подарок получили в свой профессиональный праздник сотрудники Тверского домостроительного комбината: на территории завода открылась не просто выставка, а состоялась большая художественная акция, которая так и называлась – «Завод».

В советское время лозунг «Искусство в массы!» был весьма популярен, и такого рода сотрудничество приносило определенные плоды. Потом традиция «встреч на местах» была утрачена, о чем художники всегда сожалели: все-таки автор хочет быть ближе к зрителю, каким сложным и эстетским видом творчества он бы ни занимался. Тем более современное изобразительное искусство с его сложным ассоциативным языком, иногда радикальными пластическими решениями должно само воспитывать своего зрителя. Так что тверские художники воспользовались таким красивым поводом, как День строителя, и отправились на ДСК.

Конечно, не обошлось без традиционной экспозиции, развернутой в фойе заводского клуба, – в нее вошли работы Андрея Савельева, Галины Камардиной, Ирины Маховой, Михаила Пантелеева, Константина Федорова. Вячеслав Столяров, впрочем, решил, что интереснее будет показывать живопись не в тесном и темном фойе, а прямо на улице, в контексте индустриальных пейзажей. И пристроил две свои работы на крылечке клуба. Когда мы приехали на завод, он как раз размышлял, где бы ему добыть подходящую арматурину, чтобы повесить там же еще и гобелен Анатолия Войтова.

В это время на площадке перед клубом происходил (воспользуемся термином из хип-хопперского сленга) форменный «баттл». С десяток рабочих, имея на лицах выражение несколько изумленное, несли и везли сюда обломки бетона, какие-то арматурные решетки, куски покореженного металла и прочие явно не нужные в заводском хозяйстве вещи. А вокруг конструкции, состоящей из нескольких выщербленных кусков бетона и завернутой кренделем сетки, аки хищные ястребы, кружили два мужика, на вид от работяг ничем не отличающихся. Один, высунув от усердия язык, примеривался к бетонной глыбе с кистью, обмакнутой в густо-черную краску; второй в это время задумчиво таскал тяжеленную ржавую цепь то так, то эдак, драпируя ее на ржавой арматурине, пристроенной на все те же бетонные блоки. По ходу дела вокруг образовывались сложные ритмы, похожие на силовые поля, а в бетонной глыбе проступал лик древнего идола. Творили Борис Федоров и Владимир Анисимов. И удивление на лицах рабочих постепенно сменялось уважением и пониманием того, что здесь на самом деле происходит: следя за странными на первый взгляд действиями двух художников, они начинали проникаться ходом их мысли и сутью того, что в итоге получалось. Вот и говорите после этого, что нормальному человеку современное искусство не понять!

Оказалось, что Борис Федоров и Владимир Анисимов явились на завод еще с утра. Прошлись по цехам и прибрали там приглянувшиеся им трубы, цепи, арматурины. А потом начали думать.

– Вот смотри: похоже ведь на то, как если бы я сначала это все нарисовал, сделал эскизы, потом выбрал материал, потом долго работал со сварщиком, правда ведь? – радуется Борис Федоров, показывая нам эффектный металлический завиток, похожий не то на штормовую волну, не то на птичье крыло. – Не-е-е, оно такое и было! Я просто нашел эту железку и поставил ее в нужном месте в нужное положение. Ну и еще кое-что добавил.

В этом, собственно, и состоит суть такой штуки, как инсталляция: некоторый набор объектов, разрозненных и на первый взгляд случайных, волей художника совмещается в осмысленное целое, так что предметы и их сочетания наполняются новым, уже эстетическим смыслом, и из хаоса рождается порядок. Здесь намеренно стирается грань между «художественным» и «обыденным»: вкус и мысль превращают строительный мусор в эмоцию и образ.

Подобные экспресс-пленэры у тверских художников уже вошли в традицию. Правда, прежде они проходили в старом яблоневом саду, где Галина Камардина рисовала на фанере «Женскую баню», а Борис Федоров превращал обычные яблоки в райские и делал нежнейшие росписи по стеклу. Владимир Анисимов, впрочем, и там ухитрялся находить под слоем палой листвы выразительные ржавые железки. Сейчас же художников повело на индустриальную брутальность. И сад, и завод – особые художественные миры. Другое дело, что уютный мир сада представляется более доступным восприятию и пониманию, нежели ирреальный, дилетанту кажущийся фантастическим мир промышленного предприятия. О том, что там и зачем, понимают только работающие там люди, но они за обыденной утилитарностью не видят особой, иногда парадоксальной красоты.

Говорят, что самые значимые научные открытия сейчас делаются на стыке разных, часто далеких друг от друга дисциплин. То же самое и в искусстве. А если взглянуть на это шире – сколько есть мест, объектов и явлений, куда давно не ступала нога художника и где его давно ждет заинтересованный зритель…

Наталья ЗИМИНА

19

Возврат к списку

Владимир Путин пойдет на выборы-2018
Заявление Владимира Путина о намерении вновь баллотироваться на пост главы государства оправдало ожидания подавляющего большинства россиян. Делались предположения, где и когда это важное событие произойдет. Как и в прошлый раз, глава государства не спешил. 
08.12.201720:31
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Новости из районов
Предложить новость