22 Февраля 2017
$57.86
61.21
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Станет ли идея реальностью

Большая выставка «Идеи. Мечты. Реальность», которая открылась в музейно-выставочном комплексе имени Лизы Чайкиной, наделала много шума в тверских художественных кругах

Большая выставка «Идеи. Мечты. Реальность», которая открылась в музейно-выставочном комплексе имени Лизы Чайкиной, наделала много шума в тверских художественных кругах. А все потому, что такое количество художников редко удается собрать и выставить вместе. Экспозиционное пространство центра оказалось занятым произведениями семнадцати авторов. Здесь и живопись, и графика, и декоративно-прикладное искусство.

Два зала, которые заняла экспозиция, разделили на семнадцать секторов, каждый из них посвящен одному автору. Не успеешь рассмотреть графику Алексея Перфильева, как уже утыкаешься в пейзажи Игоря Бучнева или Сергея Зыбина, или на акварели Геннадия Самойлова. А керамика Анатолия Камардина и Сапарнияза Султанмуратова - вообще везде. От этого возникает ощущение эклектичности и сумбурности, потому что работы хоть и не свалены в одну кучу, но существуют и живут совершенно отдельно друг от друга. Ожидаемого диалога не происходит. Впрочем, стремление к такой всеохватности и масштабности вполне просто объяснимо.

Дело в том, что тверские художники, которые стали участниками этого арт-проекта, никогда, быть может, и не собрались бы вместе, если бы их не объединила тверская галерея современного искусства «Савва». Ее-то и презентовали публике одновременно с выставкой. По словам куратора галереи, на чьей совести и лежит формирование экспозиции, искусствоведа Марины Волощенко, основная цель галереи - знакомить зрителя с современным искусством Твери. Поэтому-то, наверное, в первом большом проекте оказались заняты эти семнадцать авторов, которые его, искусство, и представляют сегодня. Главное, надо думать, состояло именно в том, чтобы заявить: современные художники у нас есть. И этот неозвученный, но подразумеваемый месседж, кажется, имелся в виду, и, так уж получилось, заменил необходимую в подобных случаях концепцию.

Свод произведений, которые увидели зрители на выставке, новизной мало отличается. Экспозицию составили по большому счету работы, уже когда-то виденные на других персональных и коллективных выставках. Такая хрестоматийность, конечно, мало вдохновляет, равно как и традиционность (при всем разнообразии) жанров и видов современного искусства: графика, живопись, ДПИ. Впрочем, другие в Твери, собственно говоря, приживаются неохотно.

Область современного искусства в настоящее время чрезвычайно широка, и художники проявляют себя в совершенно разных, до недавних пор почти невозможных контекстах и практиках. Сейчас уже трудно представить себе выставку современного искусства без инсталляций (здесь как не вспомнить московского концептуалиста Илью Кабакова и его тотальные инсталляции), которые особенно популярны у западного зрителя, перформансов, видео-арта и прочих и прочих жанрах. Да и вообще любая идея, мечта, воплощенная художником, может стать предметом искусства. С этих позиций показанное на выставке «Идеи. Мечты. Реальность» вполне им и является. Хотя при большом желании к современному тверскому искусству можно отнести и сугубо реалистические натюрморты Вячеслава Шумилова или других наших мэтров…

К открытию выставки галерея «Савва» издала вполне приличный каталог. В предисловии к нему отмечено, что организаторам было важно «представить конкретные произведения в контексте не теряющей своей актуальности проблемы взаимодействия художника и среды - дружелюбной или враждебной к нему и его творчеству». Впрочем, этот тезис, как кажется, опровергается следующим за ним. Причем здесь среда, если для каждого автора «правда видения заключается в создании своей реальности - построении всякий раз нового изобразительного пространства… В их работах почти нет конкретного указания на реальность - лишь напоминание о ней». Из статьи становится мало что понятно как о самом арт-проекте «Идеи. Мечты. Реальность» (название его позаимствовано у Бориса Федорова, так называется одна из его работ), так и о самой галерее. Программа, надо сказать, у нее есть, и состоит она в формировании коллекции тверского искусства, изучении его и пропаганде. И еще: «заявлять арт-миру о существовании современного тверского искусства, продвигать наших художников на внутреннем и внешнем арт-рынке» - так написано в пресс-релизе. Но если «заявлять о существовании», то как же до этого все было запущено…

Петр РУЧНИКОВ

3

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

По программе «Доступная среда» в тверском регионе адаптируют 33 объекта
Тверская область должна быть комфортной как для здоровых граждан, так и для тех, у кого есть физические ограничения. Очень важно адаптировать учреждения региона в максимально короткие сроки, привести их к российским и международным стандартам качества. 
21.02.201722:54
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию