23 Февраля 2017
$57.48
60.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Дерзкая мудрость Николая Дочкина

По чьему-то мудрому определению, пейзаж - это портрет души художника. В таком случае душа Николая Дочкина на большой выставке его работ в выставочном зале Тверской картинной галереи раскрывается столь широко, глубоко и разнообразно, что художник становится для зрителя просто близким человеком, с которым крайне интересно общаться

По чьему-то мудрому определению, пейзаж - это портрет души художника. В таком случае душа Николая Дочкина на большой выставке его работ в выставочном зале Тверской картинной галереи раскрывается столь широко, глубоко и разнообразно, что художник становится для зрителя просто близким человеком, с которым крайне интересно общаться.

В пейзажах и натюрмортах Николая Дочкина присутствует главное, на мой взгляд, качество самого художника: обаяние. Среди людей искусства не столь уж редки натуры эгоцентрические, привыкшие заполнять собой все видимое пространство, подавляя присутствующих своим величием. Не таков Дочкин: в общении с друзьями и просто хорошими знакомыми он почти нежен и отзывчиво благодарен на каждое доброе слово, особенно, если есть основания почитать это слово искренним. На состоявшемся в пятницу открытии выставки это было очень заметно.

Вообще искренность - его художническое кредо. На вопрос о том, как ему удается быть таким разным и таким узнаваемым в каждой картине, он так и отвечает: «Надо быть искренним. Если ты повторяешься, значит, ты кончился как художник и как личность. Чтобы было интересно жить, надо все время что-нибудь открывать. А шпарить все время одно и то же - неинтересно… Когда мне неинтересно - я не работаю».

Всякий ли может сказать о себе такое?

Искусствоведы делят творческий путь народного художника России Николая Дочкина кто на три, кто на четыре периода, в каждом из них определяя лейтмотив, который является для него главным. Сам Николай Викторович к подобному разделению своего творчества относится спокойно, не оспаривая, но и не соглашаясь с ним полностью. Время не делится для него на периоды, оно едино, и на вопрос о том, как оно меняет самого художника, он отвечает: «Только внешне. Внутренне я живу тем же, чем жил всегда». Действительно, если окинуть одним взглядом его работы последних двух-трех лет, то приметы всех «периодов» - и прошлых, и будущих - обнаружатся в них без особого труда. К своему 70-летию художник пришел, можно сказать, на пике творческих возможностей, что само по себе удивительно. Его пейзажи то светлы и лиричны, то полны внутреннего драматизма. В них можно обнаружить и мягкую неназойливую философичность, и кипучую энергетику, еще более ярко проявляющуюся, как это ни удивительно, в его натюрмортах, которые он стал писать совсем недавно. Возраст мудрости, в который он вступил, не только не окостенил его творческую манеру, но, напротив, выявил максимум внутренней свободы, в условиях которой никакая творческая дерзость не выглядит надуманной. Такой дерзостью веет от его большого полотна «Посыл», написанного в этом году, в котором предстает совсем новый и в то же время узнаваемый Дочкин - художник, в душе которого мысль напрягается страстью, а эмоции шлифуются мудростью.

Как-то в мастерской одна посетительница спросила Николая Викторовича: «А какую из висящих здесь картин вы сами считаете лучшей?» Художник изумился. «Как же я могу их оценивать? Ведь это мои дети! Они все мне дороги».

Судя по выставке, Дочкин весьма «многодетный» художник. На ней представлено около 300 работ, отобранных из того, что он сотворил за последние 15-20 лет. Многие его произведения разбрелись по картинным галереям и музеям России, по частным собраниям в десятке стран. Отрадно думать, что именно по ним судят об уровне развития живописного искусства в нашем крае и в России в целом. Большинство его пейзажей не только рождены природой Верхневолжья, но и пронизаны горячей любовью к ней. С тверской землей связан весь его творческий путь, начиная с Детской художественной школы в Калинине, куда он поступил в 1949 году, и кончая последней серией картин, написанных в результате поездки на верхневолжское озеро Стерж. В лице Николая Дочкина наш край имеет продолжателя той славной традиции, которая со времен Венецианова, Левитана, Бялыницкого-Бирули позволяет считать Верхневолжье подлинным краем вдохновения, родиной русской пейзажной живописи, русским неувядающим Барбизоном.

И последнее. Немало дочкинских пейзажей довелось мне видеть в домах друзей и добрых знакомых. Они не просто украшают интерьер. Мне кажется, что они наполняют дом светом добра, любви и красоты. Там, где они висят, нельзя творить злое, некрасивое, грубое. Наверное, в этом и состоит назначение художника.

Сергей ГЛУШКОВ

13

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя вручил награды защитникам Отечества
«…Слова всем словам в языке у нас есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь» - звучали сегодня в областном драмтеатре хрестоматийные строки Вадима Шефнера. Прекрасные стихи. И все же те, кто пришел сюда в канун Дня защитника Отечества на торжественное собрание могли бы немного с ними поспорить. Для этих людей Родина, Честь, Достоинство, Мужество, не просто слова – смысл жизни.
22.02.201720:17
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию