29 Марта 2017
$56.94
61.81
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Ритуальный танец дружбы народов

В выходные Тверь вместе со всей страной активно дружила с народами зарубежных стран. В усадьбе «ВОСК» прошел праздник, посвященный культуре Мадагаскара, а в воскресенье в рамках Дней культуры Индии в России на сцене театра драмы состоялось выступление индийского фольклорного ансамбля

В выходные Тверь вместе со всей страной активно дружила с народами зарубежных стран. В усадьбе «ВОСК» прошел праздник, посвященный культуре Мадагаскара, а в воскресенье в рамках Дней культуры Индии в России на сцене театра драмы состоялось выступление индийского фольклорного ансамбля.

Дни Индии были организованы министерством культуры этой страны и Федеральным агентством культуры и кинематографии России и начались в Москве 26 сентября на новой сцене Большого театра, где показали танец-представление «Лебединое озеро» в стиле Мохиниаттам и отыграли на классическом индийском инструменте - сантуре. Концертными площадками Дней в столице стали также Малый театр и Международный центр искусства исполнения. Из первопрестольной артисты перебрались в Санкт-Петербург, а оттуда в Калугу. Здесь, как и в Твери, выступал ансамбль фольклорного танца.

Вход был свободным, и, учитывая то, что интерес к индийской культуре в Твери довольно высок, желающих приобщиться к ней оказалось очень много. Тем более что почти треть зала заняли студенты из Индии, которые учатся в Тверской медицинской академии. После недолгих приветственных речей заместителя министра культуры Индии и председателя областного комитета по делам культуры Николая Волокитина занавес открылся, и концерт начался.

Те из зрителей, кто рассчитывал увидеть и услышать нечто знакомое по индийским фильмам, оказались, наверное, разочарованы. Ничего того, что показывали в советское время в кинотеатрах, на сцене не происходило, ни тебе «джими, джими, ага, ага», ни прочих мелодраматических песен и танцев, характерных для индийского кинематографа. Почти не было показано и эстрадных танцев, образцами которых потчуют зрителей хореографы разных мастей. Основное внимание режиссер программы Банси Каул посвятил индийскому фольклору, главным образом народному танцу. В этом, наверное, есть свой смысл, потому что культура Индии, особенно традиционная, для нас, несмотря ни на что, все равно остается terra incognita.

Танцы из всех видов искусства, освоенных Индией, являются, пожалуй, самой примитивной формой художественного выражения. За существующим разнообразием тем, форм, стилей для них вместе с тем в большей степени характерны импровизационные моменты, спонтанность и достаточно большая свобода с точки зрения вовлеченности в танцевальный процесс. На концерте можно было увидеть пятнадцать вариантов индийской народной музыки и танца, распространенных в разных частях страны. В общем-то этого вполне достаточно, чтобы представить богатое культурное наследие Индии.

Главными героями вечера помимо собственно исполнителей танцев стали барабаны. Они знаменуют собой эхо музыки и ритмичных звуков, которые «повествуют о высоких горах, глубоких реках, засушливых пустынях, непроходимых джунглях и глубоком море». Бой барабанов сочетается с ритмичными движениями человеческого тела. И в этом должно видеть не только характер людей, живущих в Индии, но и их чувства, мысли и культуру вообще.

Оказалось, что, как и всякая традиционная культура, народная культура Индии - сплошь ритуал. В России лепили жаворонков, пели веснянки, чем и зазывали весну. В Индии плясали красочный танец биху (ассам), под звуки барабанов и труб его исполняют молодой парень и девушка в честь праздника плодородия, возрождения и любви. Готипуа (Орисса) танцуют молодые мальчики, наряженные девочками, вспоминая о религиозных песнях, вдохновивших Кришну к небесной любви Радхи. Переодевание - тоже часть ритуала, к тому же девочкам просто не выполнить сложнейшие, почти цирковые элементы танца. Яркие костюмы, непривычность звучания, театральность всего действия, разряженные и размалеванные аборигены (таких, вполне возможно, и увидели путешественники, открывшие Индию) - такая экзотика вызвала в зале бурю восторга. Когда же на сцену вышли артисты, изображающие павлинов (с настоящими павлиньими хвостами), радость, казалось, была всеобщей. Артисты же исполнили танец Майур Нритья (Уттар Прадеш), также имеющий обрядовое значение. По преданию, Радха и Кришна, танцуя среди павлинов, праздновали таким образом наступление сезона дождей.

Звук, на который обычно обращают внимание, был приличный: аудиоряд звучал под фонограмму, артисты лишь несколько дополняли его, стуча в барабаны и привычно открывая рот. В какие-то моменты барабанили и вовсе как Кришна на душу положит, но эффект этим в общем-то не портили. В конце станцевали какой-то псевдорусский танец, за что индийскому фольклорному ансамблю минут десять аплодировали. Заслужили.

Многие уходили с концерта, внимательно читая буклет об индийской культуре, который получили все зрители. Особенно привлекал к себе внимание молодой индиец, он стоял у входа в театр и от буклета просто не мог оторваться. Может быть, не только русские, но и сами уроженцы Индии знают о традициях своей страны не так много, и родные песни и пляски они, живущие далеко от родины, воспринимают так же, как уехавшие из России воспринимают «Подмосковные вечера».

Петр РУЧНИКОВ

17

Возврат к списку

В университет с частушками | В Тверском педагогическом колледже проходит досрочная сдача ЕГЭ
35-летний Николай Соловьев 18 лет работает в одной из школ Максатихинского района. Преподаватель истории, краевед, финалист конкурса «Учитель года-2012», призер областного фестиваля гармонистов и частушечников, сегодня он пришел в пункт досрочной сдачи ЕГЭ, чтобы сдать экзамен по русскому языку.
27.03.201721:14
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию