05 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 01.06.2010

Словом можно убить - словом можно спасти

Мы с вами часто видим предупреждающий знак “Осторожно: дети!. Он обычно адресуется водителям транспортных средств

Мы с вами часто видим предупреждающий знак “Осторожно: дети!. Он обычно адресуется водителям транспортных средств.

Сейчас по всей видимости настала пора, когда аналогичные предупредительные знаки надлежит применять в теле- и радиостудиях и в редакциях средств массовой информации.

К сожалению, это веление времени. По самым приблизительным оценкам, суммарная сила воздействия средств массовой информации (которые справедливо называют “четвертой властью”) на эмоциональное состояние людей нередко в несколько раз превосходит воздействие трех других властей (законодательной, исполнительной и судебной), и даже не только потому, что по своему содержанию они включают информацию трех первых властей, но и потому, что она непременно усиливается индивидуальными чувствами воспринимающих ее людей.

Эта весьма существенная констатация требует непременного учета вероятного содержания передач и публикаций еще при планировании структуры теле- и радиопередач, при разработке полос печатных изданий для предвидения вероятного воздействия различной информации на эмоциональное состояние телезрителей, слушателей и читателей.

Сегодня телевещание осуществляется по многим каналам и почти круглосуточно. Большинство телезрителей фактически в течение двух третей суток находятся под воздействием различных средств массовой информации, которая по своему содержанию бывает не только весьма благоприятной или позитивной, но и неблагоприятной и даже разрушительной. Соответственно с этим естественно изменяется эмоциональное состояние воспринимающих информацию людей, повышается или снижается их жизненный настрой, производительность, а также отношение к окружающим людям и происходящим событиям.

Средства массовой информации уже давно фактически превратились в органы и системы формирования эмоционального настроя людей и психологического состояния общества. Каждый человек, естественно, воспринимает информацию сугубо субъективно в зависимости от возраста, профессии, социальных условий жизни, уровня образования, религиозных особенностей и ряда других обстоятельств. Однако важнейшим свойством современной информации является ее “психологическая всеобщность”. Она существенно воздействует на сознание всех воспринимающих ее людей. Благоприятная информация возбуждает положительные эмоции, уверенность в себе, генерирует энергию доброжелательности. Негативная информация вызывает отрицательные эмоции и стрессы, приводящие к ухудшению психического и физического здоровья. Вот почему систему массовой информации следует рассматривать как сложнейший и тончайший инструмент, определяющий постоянно пульсирующее духовное состояние общества. Этот инструмент оказался исключительно чутким и хрупким. Обращаться с ним следует с особой тщательностью и аккуратностью. Достаточно вспомнить реакцию общества на участившиеся экологические катастрофы, стихийные бедствия, “перепады” в финансовой сфере, внезапные вспышки военных действий, срывы мирных переговоров и даже на характер обсуждения важных законодательных актов в Государственной думе. Особенно на факты трагических убийств видных общественных деятелей. Вспомним потрясающую реакцию и высочайший уровень тревожности общества на информацию о гибели Владислава Листьева, Дмитрия Холодова, Галины Старовойтовой и задумаемся над вопросом о том, с каким тактом следует относиться к применяемым формам, способам и времени “выдачи” неблагоприятной информации на телевидении, радио и в печати. А сколько разноречивых толков вокруг Тверского региона возникло в связи с гепатитом в Ржеве и железнодорожной аварией под Зубцовом! Потери от “сенсаций” еще предстоит подсчитать…

Может быть, некоторую информацию не следует популяризировать вообще или ограничиваться передачей лишь кратких сообщений по одному или ограниченному числу каналов? Это очень серьезный вопрос, сложнейшая научная проблема, ибо речь идет о бережном отношении к эмоциональному состоянию и психологическому настрою и здоровью миллионов людей, которые, в большинстве случаев в устранении трагических обстоятельств ничем помочь не могут.

Можно привести много примеров, когда явно негативная информация многократно повторяется и дублируется по всем каналам, да еще произвольно перемешивается с нелепыми для данного момента рекламными “перлами”. Бывает обидно за уважаемых народом, умных и интеллигентных ведущих, вынужденных терпеть внезапные включения в свои серьезные передачи “потрясающих” угроз подарить ошалевшему влюбленному поцелуй, которого он “ни-и-когда не забудет”. А сколько нареканий и “проклятий” от любителей спорта обрушивается на головы бедных режиссеров и комментаторов, когда в самые захватывающие моменты соревнований в логику стройного репортажа врываются явно неуместные требования все бросить и бежать приобретать памперсы или колготки. По этому поводу можно много шутить, но с психологической точки зрения подобные факты пренебрежения сущностью таких сложнейших психических процессов, как внимание, восприятие и мышление слушателей, просто недопустимо, крайне вредно для состояния их психического здоровья. Значительный вред зрению, слуху и нервным системам телезрителей наносят резкие переходы от сгущенных, темных кадров к вспышкам мигающего яркого света или произвольные манипуляции силой и высотой звука. В этих вопросах должны действовать определенные научно обоснованные правила и защитные нормы, соблюдение которых обусловлено соответствующими требованиями здравоохранения и Госстандартов.

Что касается использования СМИ для целей рекламы, то, согласно теории и опыту маркетинга, наиболее эффективной формой рекламирования следует считать организацию “тематических рекламных кампаний”, когда каждый рекламодатель в открытом конкурсе обязан доказать важность предлагаемой продукции и четко указать, где и когда ее можно приобрести. На реализацию сценария большой тематической кампании (например “Новые лекарства”) следует выделять несколько сеансов длительностью по 20-30 минут. За допуск к участию в соответствующих рекламных кампаниях рекламодатели должны бороться, тогда эти мероприятия и по форме, и по содержанию в лучшей степени будут способствовать развитию производства и торговли, а не простому оповещению о существовании каких-то ничем не прославившихся фирм и товаров.

Общественность справедливо выступает против введения всяких цензур и контрольных органов, предназначенных для ограничения свободы творческой деятельности журналистов и других работников СМИ. Но при этом должное внимание должно уделяться соблюдению защиты эмоционального состояния и здоровья миллионов потребителей массовой информации.

Ефим ЛЕЙБОВИЧ, профессор кафедры психологии профессиональной деятельности Тверского государственного университета, заслуженный деятель науки РФ

30

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию