18 Августа 2017
$59.25
69.65
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Геростраты и меценаты

В это воскресенье учащиеся хоровой студии «Дружба» встретились последний раз. Ребята пришли просто так, без какой-то особой цели

В это воскресенье учащиеся хоровой студии «Дружба» встретились последний раз. Ребята пришли просто так, без какой-то особой цели. Пришли потому, что не хотели поверить, что их студии больше нет. Собственно, и приходить-то им было некуда: Дворец детей и молодежи, в стенах которого прошла вся 27-летняя жизнь известного хора, в одночасье стал чужим, их руководителя и других педагогов туда теперь и на порог не пускают. Пришлось собраться в помещении хора «Аллилуйя», куда перешла работать Юлия Евгеньевна Калинина, бывшая первой помощницей руководителя студии. Часть студийцев будет, видимо, петь в этом хоре, часть переходит в другие коллективы вслед за любимыми педагогами, но многие не представляют себе другого хора, кроме «Дружбы», и другого руководителя, кроме Евгения Исааковича Медведовского.

Увы, утешить их нечем. Хор «Дружба» прекратил свое существование. Это произошло в момент, когда коллектив находился, можно сказать, на пике своей славы. Всероссийская и европейская известность, звания лауреатов и победителей целого ряда международных фестивалей и конкурсов, овации, сопровождавшие едва ли не каждое выступление хора - к этому привыкли, с этим сжились как с чем-то само собой разумеющимся. Праздник, длившийся больше четверти века, закончился.

Это печальное событие было преподнесено некоторыми тверскими СМИ как результат конфликта между Евгением Медведовским, создателем и руководителем уникального коллектива, и Ларисой Вороновой, с недавних пор ставшей директором Дворца детей и молодежи. Истинная причина, однако, гораздо глубже и, к сожалению, серьезнее.

Для меня, как и для многих жителей Твери, Дворец - неотъемлемая часть не только города, но и собственной жизни. Хорошо помню старое здание на Баррикадной, куда ходил в начале 60-х на заседания клуба старшеклассников. Помню, как блестели глаза у Василия Пантелеевича Французова, когда он рассказывал нам о том, каким будет новый Дворец. Если к должности директора приложимо определение «гениальный», то Французов был именно таким директором. Он сумел не только воплотить в камне этот казавшийся сказкой проект, но и вдохнуть в него истинно живую творческую душу, которая не покидала эти стены долгие годы. Кстати говоря, хоровая студия Медведовского родилась именно при директорстве Французова.

Я познакомился с Евгением Исааковичем чуть позже, когда работал во Дворце и редактировал вместе с ним дворцовскую стенгазету. Общение с этим остроумным и обаятельным человеком, обладающим к тому же множеством разнообразных талантов, было истинным наслаждением. Контуры той весьма своеобразной авторской школы, какой становилась хоровая студия Медведовского, определились уже тогда. Ее главная «изюминка» состояла в сознательном переносе главного акцента с образования на воспитание. Иными словами, студия готовила не столько будущих музыкантов, сколько музыкально воспитанных людей, способных, как говаривали прежде, и музицировать, и просто получать удовольствие от хорошей музыки. Конечно, воспитанники студии не так уж редко становились профессиональными музыкантами - педагогами, хоровыми дирижерами, музыковедами. Но музыкальные способности встречаются не так часто. А принцип Медведовского состоял в том, чтобы заниматься со всеми, кто того хочет. В это трудно поверить, но из «Дружбы» никогда не отчисляли за отсутствие способностей. И в составе самого «звездного» концертного хора, завоевывавшего первые призы на всеевропейски известных фестивалях, 70 процентов детей по уровню музыкальной одаренности ничем не отличались от своих непоющих сверстников. Впрочем, отличались: даром самого Медведовского, которым он щедро делился со всяким приходящим к нему и хотящим петь ребенком. Именно поэтому встреча с ним становилась большой жизненной удачей для каждого.

Что же все-таки произошло? Почему столь безусловно ценные вложения в «человеческий капитал» вдруг оказались ненужными в городе, который имел все основания гордиться наличием у себя такой уникальной школы и такого коллектива?

Ответ будет довольно горек. Просто люди, которым выпало решать судьбы так называемого дополнительного образования в Твери, поставили перед собой только одну задачу: как можно меньше тратить и как можно больше получать. Причем в понятие «получать» такие категории, как «радость», «гордость», «воспитательный эффект» заведомо не включались. Если бы это было не так, то судьба хоровой студии «Дружба», как достояния безусловно общегородского, не зависела бы от настроения директора Дворца детей и молодежи. Такого рода коллективы, способные представлять творческое лицо города с богатейшими культурными традициями, должны опекаться властью и обществом в лице так и не появившихся у нас меценатов. Однако никто из городских чиновников не проявил и тени беспокойства по поводу грозящей прославленному коллективу гибели. Беспокойство проявили только родители студийцев, писавшие коллективные письма директору (оставшиеся без ответа), заявлявшие о своей готовности вносить посильную плату за бывшие прежде бесплатными занятия, умолявшие самого Евгения Исааковича «придумать что-нибудь» для спасения студии.

Творческий человек в такой безнадежной ситуации может только создать что-нибудь творческое. Медведовский, способный мгновенно влюбить в себя сотню юных душ, для начальства всегда был несколько неудобен. Что и подтверждается циклом адресованных ему иронических и местами, прямо скажем, резковатых стихов. Есть там такие строки:

Пусть не новы мои идеи,
Но я своим догадкам рад:
Везде, где были Прометеи,
Был и ублюдок Герострат.

Разница в том, что современные геростраты, разрушающие храмы и обители муз, делают это не ради славы, а из соображений более приземленных. .

А вот с меценатами сложнее. Потенциал меценатства у нас, конечно же, есть. Кстати говоря, среди бывших воспитанников «Дружбы» нашелся один состоятельный человек, однажды оказавший своему бывшему коллективу солидную помощь, позволившую ему попасть на международный фестиваль в Могилев и привезти оттуда первую премию. Однако власть наша меценатство не поощряет. Будь их побольше - хор Медведовского наверняка стал бы лауреатом еще десятка фестивалей и конкурсов, приглашения на которые шли одно за другим.

Но история не знает сослагательного наклонения. Это относится и к истории хоровой студии «Дружба». Которая завершилась, но не исчезла бесследно. Остались сотни ее воспитанников - носителей музыкальной (и не только!) культуры, осталась память тысяч благодарных слушателей. Да и сам Евгений Медведовский, которому 14 сентября исполнилось 73 года, не опускает руки. Он готов по-прежнему работать с детьми - даже бесплатно. Только бы ему не мешали.

Сергей Глушков

52

Возврат к списку

Сомнений нет: Речной вокзал в Твери восстановят
Зданию Речного вокзала, частичное обрушение которого произошло 7 августа, будет возвращен исторический вид. Об этом заявил губернатор Игорь Руденя в ходе общения с журналистами после заседания регионального правительства, прошедшего в минувший вторник.
16.08.201718:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость