03 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Добровольный крест Олега Горлова

Забредя в свою литинститутскую пору на семинар Евгения Винокурова, я услышал от тогда известного, а ныне уже забываемого поэта интересную фразу: «Каждый автор интересен не столько тем, что он хочет сказать, сколько тем, в чем он проговаривается»

Забредя в свою литинститутскую пору на семинар Евгения Винокурова, я услышал от тогда известного, а ныне уже забываемого поэта интересную фразу: «Каждый автор интересен не столько тем, что он хочет сказать, сколько тем, в чем он проговаривается». Вспомнил я ее в связи с названием поэтического сборника Олега Горлова - «Нежданный человек». Этим названием автор явно «проговорился», признав себя «нежданным», то есть невостребованным. Был «Гусляр», был «Гамлет», пелись «Грустные песни», а к четвертой книге автор ощутил, что эти герои и эти песни как бы и не ко времени. Для такого признания нужно определенное мужество, мужество открытости, каковым, на мой взгляд, Олег Горлов как поэт в общем-то не обладает. В этом смысле он противоположен, скажем, Владлену Кокину, который с известной долей самоиронии обозначил свой поэтический труд как «душевный стриптиз». Горлов к самообнажению не склонен. И его стихи очень туго соединяются с тем Олегом Васильевичем, которого многие в Твери знают как строителя, специалиста по психологии менеджмента, бывшего депутата горсовета и городской Думы.

Он и сам не отрицает того, что мир его поэзии - выдуманный, с реальной жизнью мало чем связанный. Евгений Евтушенко в свое время проницательно заметил, что стихи Горлова, насыщенные такими банальностями, как «грезы», «ланиты», «пурпур», демонстрируют дилетантизм, возведенный в стиль. Иными словами, автор выражает свою печаль по давно ушедшему миру ланит и грез тем, что пытается воспроизвести его в своих стихах. Достигает ли он своей цели? В общем, да. Но в результате нешуточных усилий его стихи, очень выверенные в отношении размера и рифмы, довольно точно воспроизводящие классические формы сонета, басни, эпиграммы, напоминают искусственные цветы. Все в них вроде бы как в настоящих, а что-то даже лучше. Вот только жизни нет. Да и «лучше» по отношению к настоящим они выглядят за счет некой зализанности, отсутствия тех нарушений общего строя, к которым подлинные поэты прибегают, чтобы заострить мысль и чувство. Сетуя в одном из стихотворений, что «в нашей жизни все не так уж гладко», автор словно бы пытается внести эту отсутствующую гладкость в созданный им мир.

Однако справедливости ради надо отметить, что реальный, «негладкий» мир (в том числе и собственный внутренний мир не вполне удавшегося стихотворца) все же прорывается в стихах Горлова. Меня, например, прямо-таки поразила зарифмованная самокритика, заложенная в стихотворении из предыдущего сборника, в котором словами «коллеги-стихотворца» автор клеймит себя, как «не поэта», который «насобачил руку и стишки строгает». А далее герой-автор как бы оправдывается: «Видно, я обязан. Ну а как иначе,/ Если душит слово, позабыв про честь?» Такое признание не объяснишь свойственной многим самоиронией. Здесь автор «проговорился» куда глубже, чем с названием книги.

К тому же «строгать стишки» Горлову совсем не просто. Не случайно в последнем сборнике так мало новых стихов. Они рождаются трудно - скорее всего именно из-за приверженности к строгим формам. Эти добровольные вериги кого хочешь заставят изрядно попотеть. Например, венок сонетов - явление в русской поэзии нечастое именно по причине трудоемкости (в нашей тверской эту форму попробовал одолеть еще Вячеслав Воробьев). «Нежданный человек», не страшась сопоставления с волшебной музыкой Чайковского, предлагает еще одну сложную форму - цикл «Времена года». Не прост с формальной точки зрения и цикл «Звезда», в котором одна и та же тема, заявленная в первых двух строках, раскрывается в пяти разных вариантах. В обоих циклах есть удачные строчки, но, как и остальные тексты Горлова, в целом они оставляют впечатление жидковатости и все той же зализанности.

Так же жидковаты и так называемые философские стихи. Впрочем, прорывы к афористичности случаются и здесь. Запоминаются, например, слова, с какой-то веселой сокрушенностью определяющие жизнь как «всего какой-то прочерк / Меж датами на камне гробовом». Уверенность в том, что автор придет «к потомкам парой этих строчек» в данном случае не выглядит излишне самоуверенной.

Подводя итог сказанному, хочется заметить, что творческие усилия Олега Горлова при очевидной скромности отпущенного ему дара не вызывают желания иронизировать. Он действительно несет свой дар как крест, не ожидая наград, поскольку сознает, что поэзия, как говорила Марина Цветаева, «сама себе награда». Во всяком случае, его усилия представляются достойными внимания и обсуждения.

Сергей ГЛУШКОВ

16

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию