23 Октября 2017
$57.51
67.89
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Императорский тираж

Портреты Павла I в тверской картинной галерее

Портреты Павла I в тверской картинной галерее

С прошлого года художественная жизнь страны проходит под ненавязчивым, но заметным монархическим акцентом. Праздновалось 250-летие со дня рождения императора Павла I, чему была посвящена большая выставка рукописей, документов, живописи, оружия и прочего в петербургском Манеже. В июле в выставочном зале Тверской картинной галереи открылась выставка современной фотографии «Павел I: нынешний образ минувшего» («ТЖ» писала об этом 22 июля). Лучшие питерские фотохудожники по заданию Русского музея создавали свой образ императора. Интерпретаций получилось много. Интересных и многозначных. На себя и свою эпоху взирает из XVIII века сам Павел. Его портрет из собрания Тверской картинной галереи открывает фотоэкспозицию. Он, естественно, не единственный.

Павла Петровича Романова художники писали много. Как и любого другого представителя царской семьи. Еще Петр I в свое время своим указом повелел живописцам создавать портреты венценосцев и делать с них многочисленные копии. Изображения русских императоров висели в каждом государственном учреждении так же, как в советское время висели фотографии членов Политбюро. Государство российское само инициировало и регламентировало тиражирование и распространение царских портретов. Копии делали как авторы оригинальной работы, так и неизвестные мастера, иногда даже провинциальные, крепостные художники. Из безвестных мастерских многочисленные царские портреты затем развозились по всей России.

В коллекции картинной галереи хранится около десяти живописных и графических прижизненных портретов Павла I. Вообще иконография этого русского императора достаточно обширна. Его детские портреты почти кукольны, настолько некрасивый ребенок изображен на них. Живописцы «осьмнадцатого столетия», надо сказать, не особо старались «приукрасить и облагородить» помазанника божьего и в дальнейшем. Портреты Павла, сделанные в последние годы его жизни, отличаются от детских разве что переданным возрастом. В остальном самый маргинальный представитель династии Романовых на них выглядит тем же несимпатичный курносым мальчиком, только постаревшим. Если судить по портретам, по степени некрасивости Павла можно, пожалуй, сравнить с отказавшимся от престола князем Константином; им обоим, конечно, было далеко до красавца, будущего государя Александра.

Павел, достаточно поздно занявший императорский трон, некрасивый и деспотичный, самолично утверждавший фасон платьев подруг рыцарей Мальтийского ордена, коего он был гроссмейстером, не был обделен вниманием ни русских художников, ни иностранных. Его оригинальные портреты и копии с них имелись во всех ведомственных и частных галереях. В процессе формирования коллекции ТОКГ в ее собрании появились копии с этих работ, выполненные на высоком профессиональном уровне и очень хорошего качества. Как говорит заведующий научно-экспозиционным отделом галереи Владимир Биберин, некоторые из них, вполне возможно, вышли из мастерских авторов оригиналов. Модный в то время шведский живописец Александр Рослин, очень популярный в России в 70-х годах XVIII века, создавая портрет, по желанию заказчика затем делал потребное ему количество копий. Цена вопроса была такова: например, оригинал портрета ближайшего друга и соратника Павла Александра Борисовича Куракина, раскрывает коммерческую тайну Владимир Биберин, стоил 350 рублей, а копии с него, сделанные в той же мастерской Рослина, отдавались всего по 45 рублей.

В 1777 году Рослин пишет портрет Великого князя Павла Петровича в рост, копия его в настоящее время хранится в Тверском музее, как и другое известное изображение Павла - копия с работы французского живописца Вуаля. Этот художник был очень близок Малому двору Павла Петровича и Марии Федоровны и создал большое количество портретов великокняжеской четы и людей, их окружавших, - Куракиных, Паниных. Павел I представлен также на копии знаменитой работы Степана Щукина, на которой император изображен в рост, в треуголке.

Есть в Твери и графические изображения Павла. В частности, портрет работы француза Лёшенколя, и парный к нему - портрет Марии Федоровны. Любимая супруга императора представлена в тверской коллекции несколько больше, чем сам Павел. Это и копии с Рослина и Вуаля, а также ранняя литография Шевалье, выполненная с оригинала Джорджа Доу, который известен тем, что писал портреты для военной галереи 1812 года.

…Мария Федоровна смотрелась на фоне своего царственного супруга несколько странно. Он - тупой солдафон, деспотичный, ограниченный и очень непопулярный из всех Романовых, совсем недолго засидевшийся в императорах. Она - талантливая женщина, не чуждая искусствам, занимавшаяся живописью, скульптурой, обладавшая острым аналитическим умом. Прекрасная мать, наконец. И жена. Которая оплакивала убиенного табакеркой Павла, что и запечатлено на портрете Марии Федоровны в трауре. Хранится он, правда, не в Твери.

Евгений ПЕТРЕНКО

10

Возврат к списку

«Тверской переплет» оказался на перекрестке двух миров
Сегодня в столице Верхневолжья завершилась III Межрегиональная книжная выставка-ярмарка «Тверской переплет».
22.10.201720:38
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость