08 Декабря 2016
$63.91
68.5
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 01.06.2010

С красным флагом впереди повозки

Давным-давно, когда человечество еще не знало колеса и передвигалось на «своих двоих», естественно, не было и речи об организации дорожного движения. Даже позднее, при появлении всадников, никто не помышлял о каких-либо правилах дорожного движения. Зато в это время возникло левостороннее движение - обычай разъезжаться правыми «бортами»

Давным-давно, когда человечество еще не знало колеса и передвигалось на «своих двоих», естественно, не было и речи об организации дорожного движения. Даже позднее, при появлении всадников, никто не помышлял о каких-либо правилах дорожного движения. Зато в это время возникло левостороннее движение - обычай разъезжаться правыми «бортами». Объясняется это просто: удобно при встрече друг другу руку пожать, да и осторожность требовала разминаться с неизвестным всадником так, чтобы в случае ссоры было сподручнее воспользоваться оружием. Без дубинки, копья или меча, которые они держали в правой руке, в те смутные времена в дорогу никто не отправлялся.

Но левостороннее движение продержалось недолго. Появление оружия породило привычку защищаться. Сначала появился меч, затем - щит, который держали в левой руке. И разъезжаться, конечно же, стало выгодней левыми боками, чтобы защищенная часть тела была обращена к встречному.

Есть и другая версия перехода к правостороннему движению. Якобы Наполеон приказал своей гвардии никому не уступать дороги и оттеснять всех встречных влево. Поэтому там, где не бывал Наполеон со своими грозными ребятами, сохранилось традиционно левостороннее движение.

Существует и еще одно объяснение. Англия, например, считавшаяся владычицей морей, оказала огромное влияние на создание правил мореходства. Но еще задолго до их появления велась борьба с беспорядочным движением лодок, суденышек и кораблей, которые почему-то постоянно сталкивались. Тогда был издан специальный указ, который упорядочил движение: «Корабли при встрече друг с другом должны расходиться, придерживаясь стороны видимого движения Солнца», то есть при встрече каждое судно должно брать левее, следуя по солнечному циферблату.

Таким образом, страны разобрались, кому надо вправо, кому влево. С безопасностью движения оказалось труднее: страны, где правила мореходства были в то время наиболее авторитетными нормами, сохранили левостороннее движение.

Правила дорожного движения появились, разумеется, не сразу. Они формировались постепенно, по мере появления новых видов транспортных средств, развития экономики, культуры и пр… Набирала обороты и интенсивность движения. И тут встал вопрос: как защитить от ДТП участников дорожного движения, и в первую очередь - пешеходов?

На Руси в одном из дошедших до нас первых дорожных актов - указе, изданном 3 января 1683 года, - языком того времени говорилось о том, что пешеходов надо любить: «Великим государям ведомо учинилось, что многие учали ездить в санях на возжах с бичами большими и, едучи по улицам небрежно, людей побивать. То впредь с сего времени в санях на возжах не ездить, а ездить с возницею».

Полвека спустя была введена более четкая норма. Указ от 25 июля 1732 года гласил: «…А ежели кто впредь в противность сего Ея Императорского величества указа дерзнет так резво и несмирно ездить и плетьми кого бить и санями и лошадьми давить, таким по состоянию вины их чинено будет жесткое наказание или смертная казнь». Подумать только, сколько бы мы сегодня народу потеряли, если бы каждого нарушителя движения казнили! Как бы мы обходились без услуг маршрутных такси - трудно даже представить. Исстари правители понимали, что транспорт, какой бы он ни был - лошади или автомобили, - это источник повышенной опасности.

Еще 50 лет спустя ответственность за нарушения ПДД несколько дифференцируется: вводятся денежные штрафы для владельцев экипажей, а для возниц-холопов - телесные и более серьезные наказания. Например, «Виновные за первую вину будут биты кошками, за вторую - кнутом, а за третью будут сосланы на каторгу». Как видим, гуманизма к нарушителям стало немного больше. Но безопасность на дорогах - прежде всего.

Но, несмотря на такие суровые меры, дорожно-транспортные происшествия были. Их количество возросло с развитием автотранспорта. Хотя это утверждение можно оспорить, доля правды в нем все же есть. Причины ухудшения обстановки на дорогах следовало бы искать в уровне организации движения, в его урегулированности, дисциплинированности его участников, т.е. в культуре поведения на дороге.

Неправильно было бы, конечно, все объяснять расширением автопарка. Иначе как прокомментировать такой факт: в 1909 году автомашин на улицах Парижа было единицы, однако 20 тысяч человек попало под колеса… фиакров и карет. Для сравнения: в наше время даже при столь интенсивном движении на тех же дорогах французской столицы гибнет в пределах 12 тысяч парижан. Разве скажешь, что автомобиль безопаснее кареты? Но факт остается фактом.

На заре «автомобилизации» англичане придумали правило: «Механическими повозками должны управлять по меньшей мере три персоны. Они обязаны передвигаться в городах со скоростью не более трех миль, в сельской местности - не более шести миль. В городах перед механической повозкой должен бежать человек с красным флагом, дабы предупреждать тем самым об опасности».

В американском Техасе в 1908 году закон гласил: «Если водитель увидит приближающихся лошадей, он обязан остановиться на обочине и накрыть машину брезентом, окрашенным под тон окружающей местности… Ночью на проселочных дорогах водитель автомобиля обязан подавать сигналы ракетами через каждую милю и, подождав 10 минут, осторожно продвигаться вперед».

Как бы мы ни смеялись над их узаконенными «выдумками», но именно они легли в основу воспитания серьезного отношения к дороге. Сколько в них чувствуется заботы о безопасности пешеходов и пассажиров!

Современные правила имеют своей составной частью дорожные знаки. Труден был путь их становления и совершенствования. Но время неумолимо бежит вперед быстрее любого самого совершенного автомобиля. Вот уже через пару лет отметим восьмидесятилетие трехцветного светофора. Впервые он «построил» на дороге англичан в городе Лидсе на перекрестке Парк-роу и Бонд-стрит. Казалось бы, сегодня уже и придумывать больше нечего. Наверняка и знак «Осторожно, лягушки!» есть. Но мы по-прежнему далеки от совершенства в сфере безопасности, так как до сих пор на дорогах гибнут тысячи.

Не знаю, как сейчас, но лет 30 назад во Франции за превышение скорости полицейский имел право выпустить воздух из шин авто. А в Англии сельские власти предписывали жителям навешивать на коров, шествующих в сумерках по дорогам, спереди белый, а сзади красный фонарь.

…Город сегодня перегружен транспортом. Проблема безопасности однако, так и остается проблемой. Уровень подготовки водителей беспредельно слаб. Может быть, взять пример с парижан и пустить по нашим улицам катафалк с рекомендацией: «Водитель! Правь внимательнее! Если ты допустишь ошибку, наш следующий рейс будет в твой дом!»

По дорогам истории прокатилась Наталья РАЧЕНКОВА

18

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери прошел городской молодежный марш-бросок «Москва за нами!»
Несмотря на снег и холодный пронизывающий ветер, они пришли сюда, чтобы отдать дань памяти тем, кто ровно 75 лет назад остановил фашистских оккупантов на подступах к столице нашей Родины и перешел в контрнаступление, изменившее ход Великой Отечественной войны.
07.12.201620:02
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию