23 Сентября 2017
$57.65
69.07
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

К 100-летию М.А. Шолохова. Григорий и Аксинья - заповедный мир души

Трагическая, народно-героическая эпопея М.Шолохова «Тихий Дон», казалось бы, обстоятельно изучена. Но каждый раз, перечитывая ее, открываешь для себя все новые и новые глубины жизни, изумительные, неведомые доселе красоты духа русского человека, народного быта и бытия

Трагическая, народно-героическая эпопея М.Шолохова «Тихий Дон», казалось бы, обстоятельно изучена. Но каждый раз, перечитывая ее, открываешь для себя все новые и новые глубины жизни, изумительные, неведомые доселе красоты духа русского человека, народного быта и бытия. Благородный облик Шолохова-гуманиста, правдоискателя предстает все более полным и… загадочным.

Шолохов и православие. Наверное, сама постановка этого вопроса кому-то покажется несовместимой и даже парадоксальной, ибо, казалось бы, недопустимо ставить рядом две взаимоисключающие парадигмы - религиозно-христианскую, идеалистическую и коммунистическую, материалистическую. Да, Михаил Шолохов был убежденным атеистом и материалистом, но это не помешало ему проникнуть в тончайшие заповедные миры человеческой души, правдиво, психологически убедительно отобразить христианскую сущность русского человека, испокон веку крепко связанного с Богом, с православными заповедями, ибо, как заметил еще великий философ И.А. Ильин: «Ищите русскость русского в тех душевных состояниях, которые обращают человека к Боку в небесах и ко всему божественному на земле, то есть в духовности человека».

Мы знаем, что учиться Миша Шолохов начал довольно рано: ему не было и шести лет, когда обеспеченные родители наняли ему лучшего в станице домашнего учителя Тимофея Тимофеевича Мрыхина. Потом он учился в начальном училище хутора Каргинского, а три года спустя в частной московской гимназии, где круг предметов был очень широк и многообразен. «Обязательным был Закон Божий. «Тихий Дон» не мог написать человек, не ведающий о вечных библейских заповедях», - отмечает современный критик Иван Жуков.

Соотечественники отступились от Бога, нарушили Его святые заповеди, вступили на греховный путь неистовой ненависти и взаимного истребления, забыли о покаянии - в этом одна из ключевых причин обрушившихся на них бед и несчастий.

Драма греховной любви Григория и Аксиньи ужесточается тем, что это отнюдь не легкодумная вспыльчивая связь, достойная всеобщего порицания, а воистину высокая, пламенная, трагедийно-страдательная Любовь. Но, замешанная на грехе измены, ибо нарушает одну из ключевых заповедей Господних: «Не желай ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его… ни Всякого скота его, ни Всего, что есть у ближнего твоего». Не случайна в романе, казалось бы, малая деталь: дворы Мелеховых и Астаховых расположены по соседству, то есть ближние…

Великомученица Аксинья погибает. Ее жизнь оборвал случайный выстрел чужого человека, даже не ведавшего, какую огромную Любовь он убил, словно палач, холодной, равнодушной, не дрогнувшей рукой. Но это ведь автор «убил» свою любимую героиню!.. Зачем убил? За что наказал, принеся тем самым боль и себе, и читателю? Не логичнее ли было бы сделать финал счастливым?..

Трагическая развязка романа обусловлена его нравственно-этической, религиозно-православной концепцией: на чужом несчастье собственного счастья не построишь, разрушать семью ближнего своего - все равно что покушаться на него - антибожеское дело.

Аксинья - не случайная жертва случайного выстрела. Своей гибелью она искупает вину за греховную любовную связь. Искупленный такой дорогой ценой грех Всевышним прощается, отпускается - в Царствие Божьем Аксинья предстанет чистой и непорочной…

Мне могут скептически заметить, что, отображая пламенную страсть Аксиньи и Григория, автор романа вовсе не помышлял о Боге. Может быть, и не помышлял… Однако православие учит: Бог не нуждается в том, чтобы о нем беспрестанно помышляли. Бога следует денно и нощно в себе ощущать, руководствоваться Его благими наставлениями в делах своих, помыслах и поступках.

Для меня нет сомнений в том, что православно-христианское видение мира и человека объективно словно бы «водило» пером автора «Тихого Дона» независимо от того, каких идеологических, политических и философских устремлений он придерживался на момент написания эпопеи, ибо у художника-творца помимо видимой, бытийной есть еще другая, невидимая часть жизни - внутренняя, скрытая от постороннего глаза, сакральная, а возможно, не до конца доступная и самому автору. Политика конъюнктурна, а Слово Божие вечно. Не нами сказано.

Владимир ЮДИН,

доктор филологических наук, профессор, академик Петровской академии наук и искусств, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации

123

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя посетил Максатихинский район
Очередная рабочая поездка главы региона была плодотворной. В ней участвовали министр здравоохранения Тверской области Виталий Синода, министр образования Наталья Сенникова, министр строительства и ЖКХ Андрей Волгин, а также представители других ведомств.
22.09.201718:17
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость