20 Октября 2017
$57.57
67.93
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Главное звание - рядовой

Спектакль «Рядовые», сыгранный 8 мая в ТОДК «Пролетарка», как нельзя лучше подходил к этой дате. Ровно 60 лет назад в этот день в Берлине подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил

Спектакль «Рядовые», сыгранный 8 мая в ТОДК «Пролетарка», как нельзя лучше подходил к этой дате. Ровно 60 лет назад в этот день в Берлине подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. Тогда же в Москве трижды салютовали 60 залпами из 224 орудий войскам 1-го, 2-го и 4-го Украинских фронтов в ознаменование взятия городов Дрезден, Оломоуц, Голлабруни и Штоккерау!

А действие пьесы Алексея Дударева воспроизводит последние недели Великой Отечественной и разворачивается у стен Берлина.

«Последний бой - он трудный самый»

Как и поэма Твардовского «Василий Теркин», эта пьеса имеет право называться «Книга про бойца». И совсем неважно, какие имена у ее героев-фронтовиков, мы смело можем ставить вместо них фамилии своих родителей, родственников, знакомых - участников войны. Всех, пол-Европы по-пластунски пропахавших. Поначалу мы видим скупо нарисованные режиссером образы бойцов. Постепенно они становятся реальнее, обретают плоть, имена. За несколько сцен узнаем характеры, довоенную жизнь, о родных и близких. У создателей спектакля нелегкая задача - показать как будто шагнувших из документальной хроники солдат. Понять судьбу каждого, проверить и простить тем, кто оказался, может быть, чуточку слабее остальных. Артистам удалось показать военную выучку, служба в армии помогла подогнать солдатскую форму. Артист Александр Тырымов создал убедительный образ своего героя: дерзкого, горячего на расправу, отважного воина. Сергей Буштец любит острое словцо, бывает не сдержан, но подчиняется приказу. Глядя на Буштеца, предчувствуешь гибель героя, олицетворяющего людей, не идущих на компромиссы.

Несколько менее раскрывает автор образ солдата Солявика. Меньше диалогов, замкнутость, «затененность». Все же Александру Семенову удалось скупыми жестами, неприметной походкой и тихой речью показать достоверный типаж. В кровавой мясорубке с ее доходившей до предела жестокостью легче было Буштецу, а не Солявику. Первый делил мир на врагов и друзей и не раздумывал над полутенями. Второму - человеку аскетической веры, скорее всего староверу, особенно тяжко. Служа в обозе, он еще как-то выдерживал, но попав на передовую, Солявик борется с заповедями «не убий» и закона войсковой дружбы. Ему так и не удается переломить веру в Бога. Раздвоенность этого честного человека между долгом и душой непереносима. Он добровольно выбирает смерть как наказание и искупление. Мужские роли настолько разноплановы, несхожи и интересны как обобщающие типажи, что автор не делит их на героев первого и второго плана. Командир роты, старшина Владимир Дугин (арт. Дмитрий Фоменко) - еще одна судьба. Он по-мужски скуп на похвалу, делит с солдатами все тяготы. Даже несправедливость начальства не озлобляет Дугина, он верит в Победу.

Бой не ради славы

Погибнуть в самом конце войны - что может быть страшней! Но о своей безопасности эти солдаты тогда не думали. Зато берегли молоденького Леньку - Одуванчика. Ради жизни на Земле! С ним автор связывал будущее. Его - отмоленного и заговоренного - ждут Победа и полученные долгожданные медали.

А еще Леньку ждет любовь. В ремарках автора часто упоминаются соловьи, что тревожат солдат. Да еще яркие звезды на небе. Все атрибуты для лирических сцен. Тема любви - одна из главных в пьесе. Все действие в спектакле проходит под ореолом огромного свода церкви с изображением Сикстинской Мадонны. Она разделяет на Войну и Мир. В ее разлом уходят все убитые. Женщины, становясь при этом русскими Мадоннами, в своей святости охраняют своих любимых.

«У войны неженское лицо» - эту истину преодолели героини пьесы - медсестра Люда (арт. Елена Матвеева) слегка бесшабашная до встречи со своей единственной любовью, узницы лагеря Люся (Екатерина Колотова), пожилая женщина (Тамара Кригер), телефонистка (Юля Бойцова), доктор Вера (Ирина Громова).

Аве, Мария

Мы узнаем через судьбы героинь о бесчинствах и зверстве фашистов. Кажется, большего страдания не придумать: солдат Дервоед перенес невозможное - на его глазах немцы сжигают жену (Дарья Кобзева) и сына. Он, как сам выразился, погиб в тот миг на том поле вместе с семьей. Дударев оставляет Петра, чтобы помочь другим, поделиться хлебом с умирающим немецким дитем, сберечь от пуль своих товарищей. Артист Александр Шушунов, игравший эту роль, находился на сцене на протяжении двух с половиной часов, был занят во всех эпизодах. Его герой - прообраз памятника советскому солдату со спасенной немецкой девочкой на руках.

Очень сложная финальная сцена. Дервоед выполнил миссию, ради которой автор оставляет его одного в живых: он пробудил чувство покаяния за свой народ в душе немецкого мальчика, которого талантливо сыграл сын российского офицера шестиклассник Дима Савенко.

В день премьеры театру «Диалог» (реж. заслуженный артист Республики Татарстан Николай Младенцев) удалось вернуть ветеранов на 60 лет назад, в свою молодость. Где знали они и радость Победы в бою и боевую дружбу, и великую любовь.

Лариса ТРЕГУБЕНКО

31

Возврат к списку

Тверские участники отличились на ВФМС-2017
Более 25 тыс. участников из 185 государств, 5 тыс. волонтеров, 200 общественных послов… На неделю Сочи превратился в центр мирового молодежного движения.
19.10.201721:08
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость