24 Октября 2017
$57.47
67.56
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
P.S. 01.06.2010

Конка, догони цыпленка!

Именно так в Санкт-Петербурге кричали вслед первым трамваям, которые появились в Cеверной столице сто лет назад. Правда, от современных они здорово отличались: вагоны были запряжены лошадьми и состояли из одного и двух этажей. В последних имелся также немыслимый сейчас открытый империал, на который поднимались по металлическим винтовым лестницам.

Именно так в Санкт-Петербурге кричали вслед первым трамваям, которые появились в Cеверной столице сто лет назад. Правда, от современных они здорово отличались: вагоны были запряжены лошадьми и состояли из одного и двух этажей. В последних имелся также немыслимый сейчас открытый империал, на который поднимались по металлическим винтовым лестницам.

Граждане платили не как сейчас за всю поездку, а за каждую станцию. Тарифы были следующие: в империале две копейки, на нижних этажах – три или пять копеек. Места имели свой класс, от которого зависела стоимость проезда.

Это сейчас трамвай является самым демократичным видом общественного транспорта – садись и поезжай куда душе угодно, только веди себя прилично, не груби тетеньке-кондуктору и вовремя плати полагающиеся шесть рублей. Когда же трамвайное движение только набирало популярность, пассажиров рассаживали в вагоне строго по ранжиру. Например, солдаты могли ездить исключительно на открытых площадках: приличная публика не выносила запаха шинелей, а на свежем воздухе он хоть немного, но выветривался. Дамам же залезать наверх запрещалось, ибо это считалось весьма неприлично, поэтому им отводились места на задних площадках. Через год после открытия трамвайного движения в Питере работало девять маршрутов, на линию ежедневно выходило 187 вагонов. Трамваи были популярны в народе, что доказывает статистика: за год они перевозили 230 тысяч пассажиров.

До сих пор трамвай в Северной столице – одно из самых популярных средств передвижения. Схема их движения построена так, что если один состав по каким-то причинам встанет, то другой запросто может его объехать по другой, соседней, ветке и довезти пассажиров до нужной остановки. Питерские вагоновожатые, надо сказать, отличаются известным лихачеством. Мне вспоминается случай, когда я прогуливался белой ночью и дошел уже до Финляндского вокзала, возле которого мне жутко захотелось домой. А тут и трамвай подоспел, правда, останавливаться он уже не намеревался: ехал в парк, но на мою призывно поднятую руку, как в рекламном ролике, отреагировал моментально. «Тебе куда?» – спросил вагоновожатый. «На улицу Рентгена». – «Мне вообще-то не туда, но, ладно, садись, так и быть, довезу. В парке на Петроградской и переночую». И ведь довез! Что интересно, среди водителей трамваев имеются известные личности. К примеру, на одной из питерских линий работает – кто бы мог подумать?! – потомок Федора Достоевского. Об этом я случайно узнал в музее писателя.

Сам Федор Михайлович, живя после ссылки в Твери, конечно, трамваев не видел. У нас они появились – нет, не позже – гораздо раньше, чем в Петербурге, чем я, честно признаюсь, даже немного горжусь. Открытие трамвайного движения в Твери состоялось 15 августа 1901 года, то есть мы опередили столицу на целых шесть лет. Первый трамвай ходил от железнодорожного вокзала по улице Трехсвятской к Морозовским казармам. Трамвайный путь тогда был одноколейным, а чтобы он не мешал движению экипажей, его построили на обочине дороги. Ходили трамваи медленно – мальчишки бегали с ними наперегонки. Зимой, когда рельсы заносило снегом, для его уборки пригоняли специальную машину с крутящимися валами (примерно такие же, только современные, используют и в настоящее время), которая поднимала настоящую искусственную метель, в центр которой тверская ребятня любила нырять, как в воду, и наслаждаться снежной стихией…

В отличие от Петербурга в Твери многих трамвайных маршрутов теперь нет (а некоторые и вовсе не были построены) – грохочущие вагоны не увидишь на Трехсвятской, Вагжанова, на Волжском проезде, на Старом мосту. Раньше ходили трамваи и по главной улице Твери Советской. Сидишь, бывало, в театре драмы, смотришь последнюю, самую знаменитую сцену спектакля «Анна Каренина». Вот уже зал ослепляет яркий фонарь паровоза, жить Анне осталось совсем чуть-чуть... И тут по Советской идет, стучит колесами трамвай! Эффект, признаться, потрясающий.

Петр РУЧНИКОВ

31

Возврат к списку

«Тверской переплет» оказался на перекрестке двух миров
Сегодня в столице Верхневолжья завершилась III Межрегиональная книжная выставка-ярмарка «Тверской переплет».
22.10.201720:38
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость