24 Сентября 2017
$57.65
69.07
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Новое открытие «Российской камераты»

В концерте, состоявшемся в Тверской филармонии в Страстную пятницу, даже самым завзятым любителям серьезной музыки трудно было заподозрить что-то исключительное. Выступал хорошо всем знакомый оркестр «Российская камерата», почти вся 15-летняя история которого прошла перед нашими глазами

В концерте, состоявшемся в Тверской филармонии в Страстную пятницу, даже самым завзятым любителям серьезной музыки трудно было заподозрить что-то исключительное. Выступал хорошо всем знакомый оркестр «Российская камерата», почти вся 15-летняя история которого прошла перед нашими глазами.

Многие помнят его блистательный взлет под руководством Геннадия Трушина и дальнейшую вполне достойную творческую жизнь. Однако последние годы блеск, изначально свойственный этому коллективу, стал заметно тускнеть. На смену творческой дерзости пришла холодноватая мастеровитость, привычно собиравшая стабильный урожай аплодисментов с помощью хорошо обкатанного репертуара. Оркестр давно не удивлял слушателей открытиями, и концерты его перестали быть для кого-нибудь открытиями.

Но за последнее время «Российская камерата» пережила серьезные изменения. Состав оркестра значительно изменился, и во главе его встал молодой дирижер Андрей Кружков. Принципиально важным в этих изменениях стал тот факт, что в камерном оркестре, с первых лет своего существования приписанным к Тверской филармонии, впервые появились тверские музыканты. Более того, руководитель оркестра, будучи выпускником и аспирантом Московской консерватории, свое музыкальное образование начинал тоже в Твери, в стенах нашего музыкального училища. Таким образом, ставшая привычной ситуация, когда собственно тверские музыканты и Тверская академическая филармония существовали как бы в разных мирах, существенно изменилась. Не будем гадать о том, что побудило художественного руководителя филармонии Владимира Боярского сменить политику, которой он придерживался двадцать лет. Отметим лишь, что пятничный концерт обновленной «Российской камераты» стал первым заметным плодом этой перемены.

Честно говоря, первые номера программы, представленной произведениями Моцарта и Глинки, в оркестровой части производили впечатление хорошо выученного урока. Да и дирижерскую манеру Андрея Кружкова трудно было оценить по той простой причине, что его от зрительного зала отделял стоящий на авансцене рояль. Татьяна Скворцова и Лидия Буланкина как бы вели за собой вполне им послушный оркестр. То же самое можно сказать и об исполнении чисто оркестровой музыки Бориса Чайковского. Из достаточно сложного и философски углубленного наследия этого композитора было выбрано далеко не самое известное и яркое произведение. Казалось, что спокойное течение этого музыкального вечера уже ничто не сможет нарушить.

Но оно-таки нарушилось! Трудно сказать, что стало тому «виной»- - гений автора той музыки, что завершала концерт, «разогретость» музыкантов или влияние зала, очень тепло и доброжелательно отнесшегося к дебюту фактически нового оркестра. Но в общем это походило на чудо.

Звучала не просто музыка. Подлинная музыкальная трагедия, которую Дмитрий Шостакович посвятил памяти жертв фашизма и войны, захватила и музыкантов, и слушателей, создав атмосферу огромного духовного накала. И сдержанная манера дирижера облагородилась подлинно высоким чувством, и инструменты музыкантов зазвучали трепетно и сильно. Сложная и глубокая музыка, в которой нашли свое отражение не только ужасы войны, но и все боли и трагедии ХХ века, исполнялась не только с безукоризненной точностью, но и с несомненным глубоким пониманием того, что в ней звучит. Такое во всяком случае возникло впечатление.

Стоит сказать о том, что это произведение не так просто далось композитору. Трагическое восприятие действительности, даже если этой действительностью была самая страшная в истории война, не приветствовалось советской музыкальной критикой. Конечно, многие понимали, что в этой музыке отразилась трагедия не только войны, как таковой, но и предшествовавших ей массовых репрессий, и горькая участь пленных, забытых своей родиной, и многое другое, о чем не принято было говорить вслух. В советские времена «Памяти жертв фашизма» исполнялось очень редко.

Тем более отрадно, что одно из вершинных произведений отечественной музыкальной классики как бы обрело свою новую жизнь в исполнении тверских музыкантов. Хочется верить, что обновленная «Российская камерата» во главе с Андреем Кружковым преподнесет своим слушателям новые, не менее значимые открытия.

Остается добавить, что этот концерт стал первым из филармонического цикла, посвященного 60-летию Победы.

Сергей ГЛУШКОВ

28

Возврат к списку

В Твери прошел промышленный форум
Сегодня, 24 сентября, свой профессиональный праздник отмечают машиностроители – представители ведущей отрасли Тверской области.
24.09.201709:51
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость