18 Августа 2017
$59.25
69.65
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Общество 01.06.2010

Земля, ставшая Родиной

Тверские карелы - отдельная ветвь карельского народа, проживающая в Тверской области. Их прародиной была территория Верхней Волги с притоками, где до X века проживало финское племя Меря, реки Мологи с притоками, где до XIV века проживало племя весь, а также по рекам Мста и Цна, где проживало племя чудь

Тверские карелы - отдельная ветвь карельского народа, проживающая в Тверской области. Их прародиной была территория Верхней Волги с притоками, где до X века проживало финское племя Меря, реки Мологи с притоками, где до XIV века проживало племя весь, а также по рекам Мста и Цна, где проживало племя чудь. С VI века началась колонизация этих земель славянскими племенами. В связи с этим часть финских племен ушла на новую родину - к берегам Финского залива и Ладожского озера. Другая их часть ассимилировалась со славянами, пополняя их ряды. Именно эти финские племена, ушедшие со своей земли на карельский перешеек и Приладожье, составили основу племени «корела».

Племя «корела» впоследствии отделилось по языку и обычаям от прочих финских племен.

Финские племена, проживавшие ранее на тверской земле, оставили много названий рекам, озерам, деревням и селениям. Племя меря дало название реке Волге, селениям Мерлуге, Меринову, Чамерову и другим. В память о племени чудь остались названия Чудинково и Чудь. Но более всего сохранилось названий, произошедших от племени весь: Вески, Веснево, Вескино, Почеповесь, Колобовесь, Хотавесь, Уйвесь, Перевесь, Грязновесь, Весь Егонская, Ecьки и другие. Достоверно известно, что племя Весь, проживавшее на реке Мологе до XIV века, вело немую торговлю с булгарами из Волжско-Камской Булгарии. К тому времени уже были русские поселения Бежичи и Торжок. Булгары, ведя немую торговлю, поднимались по Волге до устья реки Мологи и доходили до нынешнего города Бежецка.

В лесных деревушках бежецкого и весьегонского края после прихода славян долгое время оставались представители финно-угорских племен весь и меря, что явилось одной из важных причин последующего заселения карелами именно этих мест.

Корела как этническая общность сформировалась к XII веку нашей эры на территории между северо-восточным берегом Финского залива и северо-западным берегом Ладожского озера, включая Карельский перешеек.

На социально-экономическое развитие и историю карел значительный отпечаток наложило удобное географическое положение территории. Ладожское озеро, река Нева с выходом в Балтийское море, водная система реки Вуоксы с выходом в Ладогу. Поэтому к карельской территории было большое внимание со стороны Новгородского княжества и Шведского королевства. Карельская народность формировалась в условиях борьбы между Новгородом и Швецией за их земли. Карелы были третьей силой в борьбе между ними. Самое первое упоминание о карелах - за 1143 год.

Первые упоминания о карелах в русских летописях XII-XIV веков связаны с междоусобными войнами с племенем емь (хяме) и сумь (финны), которые выступали на стороне Швеции. Корела из-за этих войн разделилась в 1323 году на две части: Западную Корелу с центром Виипури (Выборг) и восточную Корелу с центром Корела. Восточные карелы стали иметь более тесные связи с Новгородом. По своей культуре и языку они стали отличаться от финских племен сумь (финны) и емь (хяме), примкнувшим к Швеции и образовавшим позднее государство Финляндия.

Исход

Первый исход карел на тверские земли был из Западной Корелы в 1353 году. После подписания в 1323 году Ореховецкого мира, поделившего Карельский перешеек на две части, упсальский епископ Гемминг с 1350 года начал заново крестить православных карел в лютеранскую веру. Это явилось причиной бегства некоторых карел из Выборгской части Карельского перешейка на территорию Бежецкого Верха.

Второе упоминание о нескольких карелах на тверской земле есть в Новгородской писцовой книге за 1564 год.

Третья последняя миграционная волна относится к периоду после 1721 года, после окончания Северной войны и подписания Ништатского мира.

Таким образом, исход карел со своей родины продолжался около 150 лет - с 1581 года до 30-х годов XVIII века.

Возвращение на земли предков

Когда в 1581 году началась первая переселенческая волна, на тверской земле уже жили карелы-знатцы, предки которых пришли сюда в XIV веке и середине XVI века. Они указывали переселенцам запустевшие после мора деревни и дома. На землях Бежецкого Верха в период с 1551 по 1582 годы запустение достигло 86%, бежецкий край представлял собой лесную пустыню. От мора и голода русские крестьяне ушли с нажитых мест на юг, многие из них умерли.

Вот на эти запустевшие земли и пришли карелы, чтобы своим трудом поднять их. По имеющимся документам можно судить о расселении карел на тверской земле. В Толмачеву Слободу пришли 29 карельских семей, в Козловский приход - 32 семьи, в Торжок - 12 семей, деревню Кесьма - 20, Сандово - 12, в другие деревни - по 3-5 семей.

Карелы крупным массивом проживали на территории Бежецкого, Весьегонского, Вышневолоцкого и Новоторжского уездов, а также небольшими группами в Зубцовском, Кашинском и Осташковском уездах. В 1662 году царь Алексей Михайлович Романов велел переписать всех карел и отписать их на его государево имя.

Расселяясь на новых местах, карелы усваивали старые русские названия деревень и пустошей. Иногда давали свои карельские названия, сохранившиеся до настоящего времени: Гутты, Кагрушки, Ветча, Мяммино, Гуммала, Райда, Горма, Кало, Лукка, Минка, Койвушка, Кондушка, Векшино, Винжа и другие. Название других карельских деревень и сел было связано с пребыванием карел на этих местах: Старо-Карельское, Карельское Заручье, Карельское Васильево, Карело-Кошево, Сельцо Карельское, Карельский Городок.

Религия

Карелы впервые были крещены в православие в 1227 году Новгородским князем Ярославом Всеволодовичем. В 1593 году, впервые было учреждено Карельское и Ладожское епископство во главе с епископом Сильвестром. К тому времени карелы у себя на родине построили достаточно много православных церквей и монастырей. В самом городе Корела было три церкви и четыре монастыря, в Городенском погосте две церкви, в погосте Михайловском Сакульском одна церковь, в Ровдужском погосте две церкви, Соломанском погосте две церкви. Церкви сжигали шведы, а карелы их снова восстанавливали.

Придя на тверскую землю, карелы построили 86 церквей и 169 часовен в 77 карельских приходах. Вопросами всех карельских приходов на тверской земле ведала Николаевская Теребенская пустынь. Первые 18 деревянных храмов карелы построили в период с 1629 по 1675 годы.

В XIX веке они заменили многие деревянные церкви на каменные. Сложность перехода карел к православию заключалась в незнании ими русского языка, а большинство священнослужителей не знали карельского языка. Первые карельские священники, зная язык, начали составлять исповеди и молитвы на карельском языке с применением кириллицы.

Священник с. Козлово Вышневолоцкого уезда Григорий Ефимович Введенский вместе со священником села Кава Бежецкого уезда М.А. Золотинским в 1817 году перевели с русского на карельский язык «Евангелие от Матфея», которое было издано в 1820 году в Санкт-Петербурге. Священники стали первыми учителями карел русского языка и в обучении их грамотности.

Революция

Трудолюбивые тверские карелы в основном были зажиточными крестьянами, имели по 1-2 лошади, 3-4 коровы, десятки овец, добротные постройки.

Они не были зависимы от помещиков, так как сначала были государственными дворцовыми крестьянами, а с 1797 года - удельными крестьянами и находились в ведении царского двора.

Карелы встретили революцию 1917 года настороженно, порою враждебно.

Во главе Бежецкой земской управы в 1917 году были тверские карелы В.И. Толмачевский, B.C. Чекеев и другие. Они оказывали сопротивление установлению советской власти более двух месяцев. 20 января 1918 года большевики предприняли попытку силой захватить здание Бежецкой земской управы, направив туда 82 солдата с винтовками и пулеметами. В ходе захвата был убит комиссар большевиков Скворцов. В его смерти обвинили руководителей земства - тверских карел, но доказать их вину не смогли.

Несмотря на это, В. И. Толмачевский и В.С.Чекеев были арестованы и умерли в тюрьме.

В ряде карельских волостей Бежецкого, Весьегонского уездов вспыхнули крестьянские вооруженные восстания. Такое восстание произошло в апреле 1918 года в Никулинской волости Вышневолоцкого уезда, которое продолжалось 8 дней. В волости проживали 8755 карел, они восстали против произвола бывших уголовников, ставших во главе волости и уезда. Руководили восстанием братья Жухаревы из деревни Тимошкино. Большевики привезли в деревню 200 винтовок и 2 пулемета, вооружили ими бедноту.

Прибывший им в помощь отряд красноармейцев подавил восстание, арестовал 12 его организаторов. При этом убили А. Жухарева и его двух сыновей - Владимира и Алексея, третий сын Михаил позднее умер в тюрьме.

Советская власть победила по всей стране, карелам пришлось приспособиться к новым условиям.

Письменность

Родиной карельской письменности на латинице является тверская земля. Датой ее рождения можно считать 1 февраля 1931 года - день выпуска первого номера газеты «Колхозойн Пуолех» на карельском языке.

1 марта 1930 года Комитет по делам национальностей народного комиссариата просвещения СССР провел совещание по созданию карельской письменности. На совещании было решено всю работу среди тверских карел поставить на карельском языке, положив в основу карельского литературного языка толмачевский говор, организовать разработку карельской письменности на латинской основе.

Тверская карелка из Толмачей А.А.Милорадова, выполняя это решение, вместе с профессором Н.А.Яковлевым составила алфавит для тверских карел на латинизированной основе и «Букварь», преподавала учителям карельских курсов основы карельского литературного языка.

Летом того же года тверской карел А.А.Беляков вместе с Милорадовой организовали подобные курсы учителей в Твери.

Благодаря общим усилиям активистов создания карельской письменности А.А.Милорадовой, А.А.Белякова и других за короткое время были подготовлены и изданы около сотни необходимых книг на карельском языке. С 1 сентября 1932 года по май 1938 года карельский язык и литература преподавались в 181 школе на территории 12 районов Тверской области.

57

Возврат к списку

Сомнений нет: Речной вокзал в Твери восстановят
Зданию Речного вокзала, частичное обрушение которого произошло 7 августа, будет возвращен исторический вид. Об этом заявил губернатор Игорь Руденя в ходе общения с журналистами после заседания регионального правительства, прошедшего в минувший вторник.
16.08.201718:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость