29 Июня 2017
$59.54
67.69
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Это самый русский инструмент

Музею выдающегося русского музыканта, создателя первого Великорусского оркестра русских народных инструментов Василия Андреева в Бежецке в будущем году исполнится 20 лет. Его открытие было приурочено к 125-летию музыканта, биография которого тесно связана с бежецким краем

Музею выдающегося русского музыканта, создателя первого Великорусского оркестра русских народных инструментов Василия Андреева в Бежецке в будущем году исполнится 20 лет. Его открытие было приурочено к 125-летию музыканта, биография которого тесно связана с бежецким краем.

В Бежецке произошла встреча, определившая всю дальнейшую жизнь Андреева. Здесь он познакомился с помещиком Александром Паскиным, который виртуозно играл на балалайке. Он-то и посоветовал Василию Васильевичу заняться ее усовершенствованием. В своих воспоминаниях Андреев потом напишет, что эта встреча была самой главной в его жизни. Однако совет Паскина не так-то просто было претворить в жизнь, поскольку возникал целый ряд трудностей. Первая и главная из них состояла в том, чтобы найти музыкального мастера, который бы сделал балалайку, ведь до этого все они изготавливались кустарным способом. Такого мастера Андреев нашел в Петербурге - известный скрипичный мастер Иванов взялся за работу, но взял с заказчика слово никому не рассказывать об этом. Огласка могла повредить репутации мастера…

Однажды в Вятской губернии нашли балалайку с округлым кузовом и привезли ее Василию Васильевичу, который к тому времени стал признанным специалистом. Изучение архивных документов показало, что это не балалайка, а более древний музыкальный инструмент домра. У традиционного и любимого атрибута скоморохов судьба оказалась сложнее, чем у балалайки. Светские и духовные власти приложили немало сил, чтобы искоренить на Руси скоморошество, и добились того, что домра вышла из музыкального обихода. После того как известный мастер Налимов, которого в свое время почтительно называли «скрипичным Страдивари», делает первую домру, у Андреева появляется мысль добавить к кружку балалаечников еще и ее.

Выйти на сцену с мужицкой балалайкой да еще помещику! Для этого была нужна изрядная смелость, потому что до того в концертах звучали лишь «благородные иностранцы» - мандолины, гитары. Однако позже, когда Андреев завоевал популярность и любовь публики, многие изъявляли желание учиться играть на балалайке. Нужны были инструменты, и на помощь Андрееву пришел музыкальный мастер царского двора Франц Пасербский.

Постепенно кружок балалаечников вырос до оркестра, который получил название Великорусского. Его создатель понимал под этим прежде всего то, что в оркестре собраны инструменты великого государства Московского. В экспозиции музея (ее автор Людмила Георгиевна Лаврова, научный сотрудник Тверского государственного объединенного музея) - редчайшие экспонаты, инструменты, выполненные Налимовым, Зюзиным и Галинисом. Некоторые из них на момент создания музея находились в различных действующих музыкальных коллективах, например, одну домру в дар музею передал оркестр русских народных инструментов имени Осипова.

Про Андреева в России писали очень много, журналисты и хвалили его, и ругали. В одной из публикаций, в частности, говорилось примерно следующее: тебя приняла полудикая русская публика, попробуй-ка выступить на Западе перед более искушенными слушателями. Не побоялись сложного экзамена. В 1899 и 1900 годах Андреев со своим оркестром играет на Всемирной выставке в Париже. И после последнего выступления за инструменты, сделанные Налимовым, привозят в Россию большую золотую медаль выставки. После концерта в Англии в магазинах появились духи, обувь, одежда, туалетная вода и другие товары, которые назывались «Андреев», «Балалайка», «Эх, ухнем». Одна американская газета во время гастролей Великорусского оркестра восхищенно отзывалась: «Чрезвычайно характерно для России, что для назидания мира она послала такого красноречивого миссионера, как балалаечный оркестр. И если эти музыканты произвели действительно сильное впечатление, то это было потому, что они дали голос радостям, печалям и желаниям того большого народа, от которого они сами произошли». В Америке потом была образована своя ассоциация балалаечников и домристов, которая существует до сих пор и даже имеет свою газету.

Несмотря на оглушительный успех Великорусского оркестра, сам Андреев никогда не стремился к личной славе. Свою цель он видел прежде всего в просветительстве, в том, чтобы вернуть балалайку народу. Его усилиями был издан указ, согласно которому игре на балалайке обучали солдат, сельских учителей, учащихся железнодорожного училища. Андрееву принадлежит идея создания народной консерватории, где люди из самых низших слоев населения могли бы получать музыкальное образование.

Примечательно, что просветительской работе в Бежецке уделяется большое внимание. В музее помимо экскурсий регулярно звучит музыка, и концерты становятся логическим и вполне естественным продолжением рассказа о Василии Андрееве и его оркестре. В небольшом концертном зале играют воспитанники Центра русской музыки, и основные партии отданы балалайке.

Евгений ПАНТЕЛЕЕВ

25

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя встретился с молодежью Тверской области
У нас есть хорошая традиция – в День молодежи России глава региона Игорь Руденя встречается с представителями молодежных общественных организаций. Не стал исключением и нынешний праздник, на который был также приглашен заместитель председателя Государственной Думы РФ, руководитель фракции «Единая Россия» Владимир Васильев.
28.06.201722:30
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость