04 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 01.06.2010

Разогреем вчерашнее? Наши «доски» и «не наши штаны»

Штаны на просторах Советского Союза в середине прошлого века обладали страшной идеологической мощью. Правда, до сих пор не установлено, являлись ли они базисом или надстройкой, но считалось, что их роль в истории огромна

Штаны на просторах Советского Союза в середине прошлого века обладали страшной идеологической мощью. Правда, до сих пор не установлено, являлись ли они базисом или надстройкой, но считалось, что их роль в истории огромна. Много позднее это было отлито в формулу «сегодня носит Адидас, а завтра Родину продаст». Но и в пятидесятые годы битва с «не нашими» штанами велась жестокая.

Вспоминаю о штанах потому, что после публикации «Разогреем вчерашнее?» мой сверстник и давний приятель посоветовал продолжить повествование о днях минувших и рассказать о том, как люди отдыхали и развлекались, ибо не хлебом единым жив человек. А пресловутые штаны пусть будут лишь отправным пунктом в нашем путешествии по бытовым частностям и подробностям середины ХХI столетия.

Милые сердцу мои одногодки! Представьте себе, что нынче суббота, а на дворе летний вечер, допустим, 1950 года. Сразу же нужно вспомнить очень важное обстоятельство: вы только-только вернулись с работы, едва успели умыться и перекусить. Вспомнили? Да, так и было: на всю неделю полагался лишь один нерабочий день - воскресенье. Это лишь спустя многие годы мы получили пятидневную рабочую неделю с двумя выходными.

Итак, впереди субботний вечер, завтра целый день свободы (если не понадобится заниматься домашними делами), а сегодня можно идти куда глаза глядят. Глаза, конечно, глядят на улицу Советскую, в Городской сад и на набережную имени разбойника Степана Разина. Там гуляют девушки, и это главное! Нужно постараться привлечь их внимание. Что наденем для этого? Вечер теплый. Поэтому надеваем на плечи нечто трикотажное и модное, именуемое «бобочкой». Если погода прохладная, то поверх бобочки нужно надеть опять-таки модную курточку длиной до пояса, с кокеткой из ткани другого цвета и с застежкой-молнией.

Штаны… Опять про штаны! Штанины должны быть шириной в 32 сантиметра внизу - это джентльменский стандарт той поры. Обязательно с отворотами. Ни в коем случае нельзя надевать белые штаны, чтобы вам не крикнули: «эй ты, в кальсончиках!»

На голове уж если кепка, то восьмиклинка, «буклевая», с микроскопическим мягким козырьком из обтянутой тканью резины.

Вы на улице. Народ валит валом. Приглядитесь: в самом начале пятидесятых гулянье по Советской совершалось на сравнительно коротком отрезке. Гуляющие шли вдоль всей решетки городского сада, пересекали Кооперативный переулок (ныне Тверской проспект), брели до площади Ленина, а дальше людской поток все больше иссякал. Основное молодежное гулянье шло по той стороне улицы, где Городской сад. По другой стороне, где вплотную к колокольне храма Вознесения стоял снесенный вскоре «мраморный» магазин (там стены внутри были облицованы мрамором), гуляла более солидная публика.

Давайте закончим наконец сагу о штанах и об одеждах гуляющих. Отметим только, что уже через каких-нибудь пять лет, особенно после памятного 1953 года и ХХ партийного съезда, обозначившего начало «оттепели», брюки сузились донельзя, лишились отворотов и укоротились до щиколоток. И тут же «сверху» были объявлены порождением тлетворного влияния Запада, а их носители получили наименование «стиляги», им объявили войну и стали обсуждать и осуждать на комсомольских собраниях. Кстати сказать, в толпе гуляющих молодых людей встречались уж совсем экзотические экземпляры. В самом начале пятидесятых на Советскую регулярно выходил погулять юноша в шелковом цилиндре-шапокляке.

Но тогдашним борцам за идеологическую чистоту нравов и против происков империализма приходилось сражаться на многих фронтах. В том числе и на танцах. Нагулявшись по Советской и в Городском саду, молодой народ хотел подвигать ногами под музыку. В Городском саду для этого имелись знаменитые «доски»: сколоченная из пиломатериалов просторнейшая танцевальная площадка с крытой эстрадой для оркестра. Оркестр играл далеко не всегда. Если его не было, обходились мощным проигрывателем. Начиналось все идеологически выдержанно. На «досках» появлялась специальная горсадовская тетенька, хватала первого подвернувшегося под руку парнишку, командовала музыке звучать и заставляла этого кавалера разучивать с ней танец с диковинным названием. Например, падекатр, падепатинер или, например, падеграс, в лучшем случае - мазурку, краковяк или вальс-бостон. Тетеньке помогали создавать массовость танцевальные парочки горсадовских активистов. Они отрабатывали тем самым бесплатный проход и в сад, и на «доски» Тетенька наконец, умаявшись, уходила, и на «досках» начиналось настоящее веселье. У многих танцелюбов с собой были принесены пластинки с заклятой «не нашей» музыкой. Эта пластиночная запретная музыка лабала джаз. Для тех, кто не в курсе: «лабать», значит играть. Производное от слова «лабух» - музыкант. Народ откалывал коленца от души. В моде был танец под названием «линда». Он требовал бойкой мелодии на четыре четверти. «Линдачить» было просто даже под ла-ла-ла, если не хватало джаза.

«Доски» были самой демократической танцевальной стихией. И самой дешевой. Люди посерьезнее (и побогаче!) ходили танцевать в Дом учителя, а уж самые-самые - в Дом офицеров, который тогда именовался Домом Красной Армии. В Доме учителя танцевали на третьем этаже в фойе рядом с кабинетом замечательного директора Дома Николая Ефимовича Моргалова. Танцевали и на втором этаже в кинозале, высвобождая от стульев большую «поляну» посередине. Добрый Николай Ефимович разрешал приносить любые пластинки (в ту пору это чаще всего были немецкие «трофейные» диски). И танцевал и под «Рио-Риту», и под «Ах эти черные глаза» эмигранта Петра Лещенко,и под своего полузапретного Цфасмана. Иногда из своего кабинета выскакивал Николай Ефимович, объявлял мазурку (проигрыватель стоял у него в кабинете) и делал несколько мазурочьих па с кем-либо из подвернувшихся под руку девушек из драматического кружка, имевших право ходить на танцы бесплатно.

Шло время, идеологические битвы стихали, нравы умягчались. И уже появились «катушечные» магнитофоны и магнитофонные долгие записи. Приподнялся железный занавес, и молодежная туристская организация «Спутник» стала за сравнительно небольшие деньги вывозить юное поколение за бугор, всякий раз предупреждая путешественников о «возможности провокаций». За бугром уже вовсю танцевали рок и твист. Тамошние люди делали это явно с провокационными целями. И одна очень хорошая девушка, не просто рядовая, а даже в чем-то ответственная сотрудница Калининского обкома ВЛКСМ, попалась на крючок «не нашего» танца. Приехав из-за рубежа домой, она показала соратникам по обкому прямо на рабочем месте, как танцуют твист. И подверглась разносу, и, как помнится, получила выговор вроде бы даже «с занесением»…

Как я теперь понимаю, тема «Разогреем вчерашнее?» поистине безбрежная. Вот и сейчас, говоря о танцах, я не стал вспоминать танцы в ресторанах. А там тоже было много интересного. В «Селигере», например, играл замечательный джаз под управлением талантливейшего Петра Розенкера. Ему тоже пришлось внести обязательный вклад в борьбу с «не нашей музыкой». Люди в ресторане хотели танцевать. А играть «не наше» было опасно. Розенкер аранжировал простенькую детскую песенку «У дороги чибис» так, что это не смог бы сделать и король рока Элвис Пресли. Вы помните, мои ровесники, как мы танцевали под это?!

Уверен, что еще очень многие могут вспомнить о очень многом и принять участие в «разогревании вчерашнего». За чем же дело стало? Ведь «досками» и танцами не исчерпывается тема «Городской сад», вообще тема тогдашнего отдыха. Помните «летающих людей» в Городском саду? А что купались и загорали именно в этом саду, когда нынешнего пляжа и в помине не было, тоже помните? А детский «лягушатник» здесь же? А летний кинотеатр? А что такое «третий сад»?

Я расскажу еще о многом. Но расскажите и вы. Вместе с нашим поколением уходит и память о множестве мелочей, из которых - повторюсь еще раз! - складывается жизнь и история. Удивительно, что все вспоминается с благодарностью. Верно сказал Александр Сергеевич: «… что пройдет, то будет мило».

Дмитрий ЗВАНЦЕВ

4

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию