21 Сентября 2017
$58.13
69.77
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
P.S. 01.06.2010

Печальный полет чайки

До недавнего времени узнать об обстоятельствах пребывания русских художников в Тверской губернии можно было только из искусствоведческих книг и статей. Теперь всем, кто интересуется русской художественной культурой, не придется сидеть в библиотеках.

До недавнего времени узнать об обстоятельствах пребывания русских художников в Тверской губернии можно было только из искусствоведческих книг и статей, а также из воспоминаний и писем известнейших живописцев, которые дошли до нас. Теперь всем, кто интересуется русской художественной культурой, не придется сидеть в библиотеках. Сотрудники Тверской областной картинной галереи сняли фильм «Озерный эрмитаж», который рассказывает о жизни и творчестве Венецианова, Сороки, Жуковского, Левитана, Степанова, Бялыницкого-Бируля. Его премьера состоялась в понедельник в лекционном зале галереи.

Первыми зрителями фильма «Озерный эрмитаж», снятого Алиной Котолевской, стали студенты художественного училища имени Венецианова. А предварял показ художник Николай Дочкин, который рассказал им о своих впечатлениях от первого посещения «Чайки» – дачи, где долгое время жил Витольд Бялыницкий-Бируля. Николай Дочкин встретился тогда с женой и внучкой художника и ко всему прочему сделал на «Чайке» собственную выставку. Без сомнения, удомельский край – место, где рождались большие художники, ведь даже знаменитая Академическая дача появилась уже потом. Фильм начинается с картины Левитана «Над вечным покоем», а потом на экране, сменяя друг друга, появляются портреты героев ленты, причем изображения «вписаны» в реальный удомельский пейзаж.

Неторопливо начинается рассказ о Венецианове, поселившемся после женитьбы в селе Сафонково, об обстоятельствах создания знаменитого полотна «Гумно». Как известно, художник велел выпилить одну стену сарая, чтобы добиться нужного светового эффекта. Эффект был найден, но крестьяне, изображенные на картине, все равно выглядят так, словно специально бросили свои дела и принялись позировать Венецианову. Здесь бы не помешало, пожалуй, кроме самих картин, написанных художником на тверской земле, показать, скажем, фотографию двухэтажного деревянного дома, в котором он жил. Тем более что изображение это существует. Неплохо было бы еще и названия произведений, вошедших в фильм, указывать, потому как на знания студентов «Венециановки», а тем более школьников, рассчитывать как-то не особенно приходится. Учитывая же, что фильм носит по большому счету учебный характер, делать подписи просто необходимо.

С содержательной точки зрения «Озерный эрмитаж» весьма полно отражает художественную историю удомельского края. И даже предположения о том, что, например, Венецианов мог бы опроститься, живя в Сафонкове, и ходить в салопе (но не поддался искушению), а во взгляде Сороки читается «застарелая печаль», почти не смущают. Другое дело, трагические обстоятельства смерти обоих художников почему-то поданы в фильме в качестве фигуры умолчания. Корреспондент «ТЖ» так и не дождался хотя бы нескольких слов о гибели Венецианова и самоубийстве Сороки. «Ну это же все знают», – сказала мне после премьеры одна из сотрудниц зала. «Ой, не факт», – подумал я.

Главным образом, который избрали создатели и который связывает в единое целое рассказ, стал образ чайки, мятущейся и печальной. Долгий полет птицы над озером – один из самых запоминающихся моментов фильма, что бесспорно и оправданно. Этой печалью пронизана вся лента от начала до самого финала. Но когда закадровый голос говорит, что в руинах Белого Дома, где останавливался Станислав Жуковский, до сих пор сохраняется очарование этой усадьбы, зритель этих самых руин не видит. Поэтому и очарования почувствовать ему не суждено. Но почувствовать, что удомельский край – место мистическое, вполне можно. Судя по тексту, «колдовское озеро» как-то по-особенному действовало на художников, отчего, по всей видимости, едва ли не каждый из них «трагически ощущал реальность». Даже несмотря на удивительную красоту, которую живописцы ежедневно наблюдали вокруг. Впрочем, изумительных удомельских пейзажей зритель в фильме почти не увидит. Нет, есть в нем панорамные виды, но сняты они не вполне удовлетворительно, что несколько, конечно, впечатление портит.

«Озерный эрмитаж» стал первым кинематографическим опытом сотрудников областной картинной галереи, какие-то недочеты и неудовольствия, возникающие по поводу, вызваны не столько дебютным характером фильма, сколько масштабностью замысла. В самом деле, рассказать о целой плеяде русских художников, творивших на Удомле, в формате одной ленты – задача весьма сложная. Каждому из них можно посвящать отдельный большой фильм. Будем надеяться, так оно и будет.

Евгений ПЕТРЕНКО

25

Возврат к списку

Тверская область ярко представила свой туристический потенциал в Москве
Завтра в столичном комплексе «Экспоцентр» завершается 23-я международная выставка «Отдых Leisure-2017». На три дня огромная площадка объединила более 670 участников из 64 стран мира и большинства регионов России.
20.09.201719:44
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость