23 Ноября 2017
$59.01
69.4
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Общество 01.06.2010

Быть как все или не быть как все

«От ощущения «я иностранец» лучше всего отделаться сразу: очень непродуктивное здесь ощущение, - сказал мне, помнится, один Человек Мира, чувствующий себя дома в любой новой стране. - А уж здесь, в Западной Европе, это ощущение и вообще ни к чему: здесь демократия»

«От ощущения «я иностранец» лучше всего отделаться сразу: очень непродуктивное здесь ощущение, - сказал мне, помнится, один Человек Мира, чувствующий себя дома в любой новой стране. - А уж здесь, в Западной Европе, это ощущение и вообще ни к чему: здесь демократия».

Когда-то данный совет заставил меня по-новому взглянуть на само понятие «демократия»: из понятия государственного оно сразу же превратилось для меня в понятие личное. Таким - личным - соответствующее понятие никогда раньше не было, ибо постоянно витало где-то в небе, рядом со «свободой», «равенством», «братством» и прочими неземными категориями, запредельная философская красота которых мешала воспользоваться ими в реальной жизни.

Ничего удивительного: к понятию «демократия» русские на протяжении почти всего ХХ века обращались лишь в торжественных случаях - например, когда нужно было предъявить это понятие в качестве одного из знамен, под которыми шла страна Советов или какая-нибудь другая страна «социалистического лагеря». Кстати, в названия этих стран производные от слова «демократия» иногда включались на правах одного из компонентов: скажем, Германская Демократическая Республика или, еще круче, Корейская Народно-Демократическая Республика. Это был довольно хитрый ход, поскольку получалось, что упомянутые - и неупомянутые - страны просто по определению не могли быть иными, ибо демократический принцип заложен в них «изначально». И, значит, обсуждать что-либо в этой связи было настолько же нелепо, как обсуждать «пшеничность» пшеничного хлеба - по происхождению своему «пшеничного»!

Стало быть, демократия нами и не обсуждалась: она просто как бы «была». Только впоследствии, уже в эпоху перестройки, когда появились так называемые демократы, выяснилось, что демократии, на самом деле, все это время вроде как и «не было». И тогда демократы взяли заботу по ее созданию (или воссозданию) на себя. Что из этого получилось, мы знаем.

Демократия в Западной Европе начинается «внизу» - там, где берут свое начало и другие практические нормы обихода: такие, как «честность», «порядочность», «скромность» и т.д. Никому не приходит в голову водружать это понятие на древко и возносить в небо, поскольку демократия и вообще-то нужна только для того, чтобы регулировать поведение человека на земле - по отношению к себе подобным. В этом смысле демократия для обычного европейца - часть повседневной практической этики, причем часть неотменимая. Здесь попросту всегда необходимо учитывать присутствие других подле себя - других, наделенных теми же правами.

То есть, «быть как все».

Датские министры колесят по стране на велосипедах - вместе с остальными спешащими на работу датчанами торопясь и поглядывая на часы: как бы не опоздать на заседание фолькетинга. Датских принцев то и дело встречают на дискотеках - среди прочей молодежи. Лидеры партий обмениваются приветствиями с примелькавшимися посетителями копенгагенского метро. И при этом - все на «ты»: еще в середине прошлого века форму «Вы» - как недемократичную - решили убрать (и убрали) из обихода. Выучившие датский язык иностранцы свободно сигают из бездны «Вы», рекомендуемого родным языком, на просторы датского «ты», никаких этических затруднений при этом не испытывая.

Приезжающие в Данию, особенно русские, и особенно - русские дамы, дивятся: до чего же, дескать, неприхотливый народ! Никто не благоухает дорогими ароматами, на лицах датчанок - никакой косметики. Все как на подбор в джинсах, ветровках, ботинках на толстой подошве - и с неизменным рюкзаком за плечами.

«Они тут все как лесники!» - чуть ли не с негодованием сказала однажды моя знакомая из России, припудривая нос в автобусе под прямые взгляды откровенных датских школьниц, пытавшихся разглядеть «такую кругленькую штучку» в ее руках.

Если в толпе на улицах Копенгагена попадается пешеход, выглядящий иначе, чем остальные, - он, как правило, иностранец. Практически это означает, что не стоит, например, спрашивать у него, который час, ибо он, скорее всего, не понимает по-датски. В лучшем случае ему по-быстрому улыбнутся - и продолжат путь. Как и при виде «накрашенной» женщины - тоже, наверное, иностранки... если не особы, таким образом приманивающей «клиента».

Быть «как все» возведено в ранг добродетели. Фиксирование внимания на дорогой детали вашего туалета означает чаще всего, что вы как-то ненароком «выделились» и что соответствующую деталь лучше всего убрать. Кандидатке на пост лидера социал-демократической партии (второй из правящих здесь на данный момент партий), Хелле Торнинг-Шмидт, был - после недавних выборов в фолькетинг - принародно и в лоб задан вопрос о том, не помешает ли ей занять этот пост пристрастие к сумкам от Гуччи. В ответ на это «обвинение» Хелле Торнинг-Шмидт бросилась доказывать, что в остальном она «как все», - и даже повезла журналистов к блочному дому на окраине Копенгагена, в котором прошло ее детство. «Имидж» - дело серьезное, и какая-нибудь дурацкая сумка от Гуччи может сыграть роковую роль в его формировании. Вот и теперь к доброму социал-демократическому имени Хелле Торнинг- Шмидт приклеилось недоброе буржуазное слово «Гуччи» - иначе, чем Гуччи-Хелле, журналисты ее в последнее время не называют.

Это, конечно, не означает, что в Дании нельзя позволить себе какую-нибудь дорогую причуду, - можно... но только заранее поставив всех в известность, что речь идет именно о причуде!

Ибо дело здесь даже не столько в том, чтобы быть «как все», сколько в том, чтобы исходить из предпосылки всеобщего равенства. Вопрос «сколько-ты-получаешь» относится к самым неприличным вопросам, которые только можно представить себе в Дании, - даже если один коллега задает этот вопрос другому. Тут принято не интересоваться, какова зарплата сотрудника, мало того что работающего за соседним с тобой столом, но и считающегося твоим ближайшим приятелем. Ибо зарплата его «в принципе» такая же, как у тебя: об этом заботится профсоюз.

Вообще говорить о деньгах считается совсем дурным тоном. Единственное, чем изредка можно похвастаться, - это удачей на сезонной или какой-либо другой распродаже, где тебе, например, удалось сэкономить три четверти стоимости товара и приобрести дорогую вещь подешевке: такое «хвастовство» только подчеркивает твою скромность как потребителя. Дополнительными штрихами к этой скромности будут, например, в меру частые жалобы на дороговизну жизни и заявления типа: «Мне это не по карману».

На таком фоне местным жителям трудно понять идеологию «миллиона алых роз». Их смущают приезжие, способные залпом истратить сразу все деньги, например, на шубу - неважно, для себя или для возлюбленной! - и тут же выйти в этой шубе прогуливать собаку. И уж совсем непостижимы для них те, кто, залезая в долги «к друзьям», покупает машину последней марки... Во-первых, всё это означает «быть расточительным», что, по западным представлениям, грех. Во-вторых, нехорошо - «выделяться». В-третьих, в долг к частному лицу тут и вообще не залезают: стрельнуть сотню крон «до получки» значит настолько поступиться местными традициями, что тебя отныне будут избегать. Зато вот напомнить о начисто забытом тобой копеечном взносе при покупке чего-либо вскладчину - в порядке вещей.

В порядке вещей и взять долг в банке или где-нибудь неподобие - чем больше, тем лучше, ибо, залезши в долг к банку, ты тем самым даешь ему возможность заработать-под-проценты, то есть вступаешь с ним в отношения коммерческие. Банки и сами без ума от такой «работы на паях»: предложения кредитов сыпятся на налогоплательщиков со всех сторон.

Так что иметь приличный долг в банке тоже означает быть «как все». Очень мало из того, что приходится видеть вокруг (автомобили, дома, интерьеры внутри домов, техника - список может быть продолжен до бесконечности) куплено обладателями «благ» - все взято в рассрочку, причем под приличные проценты.

Впрочем, чувство меры должно присутствовать и здесь: работа на паях с банком предполагает, что индивид все же не занимает больше, чем способен выплатить - пусть и до конца жизни. Неумеренный аппетит наказывается занесением индивида в государственный реестр должников, которые не в состоянии расплатиться. Числиться в данном регистре уже не означает «быть как все»: это закрывает дорогу к дальнейшим кредитам. Между тем как жить вообще без кредитов здесь, очень мягко говоря, затруднительно.

Иными словами, «быть как все», то есть практическим образом состоять на службе демократии, - сложная и тонкая стратегия, иностранцам обычно недоступная. У них, как правило, слишком много притязаний - особенно вначале, когда они хотят как можно быстрее приблизиться к уровню жизни местного населения. За это их считают «выскочками», слишком сильно забегающими вперед и от этого становящимися не «как все» - годами зарабатывавшими себе право на соответствующий уровень жизни.

Этот упрек, кстати, не лишен оснований. Ибо самим европейцам тоже не понаслышке известны случаи эмиграции в другие страны, где и им, бывает, приходится начинать всё с «нуля». Большим спросом среди местного населения пользуются истории об эмигрантах из Дании в начале минувшего века, которые с пятью долларами в кармане сумели, например, в Америке построить себе вполне-приличную-жизнь - скромностью и нерасточительностью добравшись до уровня обеспеченности, скажем, среднего класса. Такой же модели поведения ждут и от обосновывающихся в Европе.

Пожалуй, именно установка «быть как все» или «не быть как все» не в последнюю очередь отличает тутошних «местных» от тутошних «приезжих».

Из только что упомянутой альтернативы русский, например, выберет, скорее, «не быть как все», чем «быть как все», европеец же - прямо наоборот. Живущие в Европе иностранцы считают, что происходит это в силу присущей европейцам конформности, если не косности, и склонны даже видеть в таком подходе к жизни проявление идеологии среднего класса, обывательство, своего рода «уравниловку», отсутствие самостоятельности и уж во всяком случае - оригинальности.

Однако с точки зрения европейца это совсем не так. Для него «быть как все» означает проявлять уважение к другим, занимать по отношению к ним точно ту же позицию, что и они - по отношению к нему. Выставлять же напоказ свою «самовитость», непохожесть на других, вынуждая тем самым всех остальных применять к тебе специальные мерки, напротив, однозначно квалифицируется им как «дурной тон», «претенциозность», и «недемократичность» - кем бы ты ни был.

Потому-то в сознании каждого гражданина Дании как государственная, так местная власть - это те, кто посредством выплаты налогов финансируется им самим, это своего рода слуги народа (не путать с известными нам «слугами народа»!), а потому в отношении к ним - те же требования. Слуги народа и подавно обязаны «быть как все», ибо волею судеб оказались теми, на кого эти «все» равняются. А значит - никаких специальных привилегий.

Кстати, никаких специальных привилегий не положено и царствующей фамилии. Ее жизнь тоже финансируется налогоплательщиками - время от времени не забывающими сетовать на то, что такое «украшение» (а именно это слово часто употребляют без зазрения совести применительно к царствующей фамилии) несколько дороговато. Впрочем, хоть и дороговато, но тем не менее - вполне доступно: в любой телефонной книге указан «телефон королевы» - не факт только, что именно она и подойдет к этому телефону, когда вы захотите как-нибудь вечерком поболтать с ней о том о сём!

Евгений КЛЮЕВ

22

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя провел инспекционную поездку по Твери
Облик города – из чего он складывается? Детская площадка во дворе и брусчатка на центральной площади. Дорога к школе и пандус у поликлиники. Все это – штрихи к портрету нашего города.
22.11.201719:34
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость