06 Декабря 2016
$63.92
67.77
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Угроза духовно-нравственным истокам

В начале ноября я возвратился в Тверь из Ярославля. Там проходил конкурс юных скрипачей, на который меня пригласили возглавить жюри. Конкурс собрал участников из шести регионов центра России и был посвящен бывшему выпускнику-скрипачу детской школы искусств имени Н.В.Собинова, впоследствии известному композитору, профессору Ленинградской консерватории Вениамину Баснеру

В начале ноября я возвратился в Тверь из Ярославля. Там проходил конкурс юных скрипачей, на который меня пригласили возглавить жюри. Конкурс собрал участников из шести регионов центра России и был посвящен бывшему выпускнику-скрипачу детской школы искусств имени Н.В.Собинова, впоследствии известному композитору, профессору Ленинградской консерватории Вениамину Баснеру. Сам конкурс стал одним из праздничных событий, посвященных 100-летнему юбилею этой музыкальной школы России. Наши участники, ученицы Е.А. Муравьевой из ДШИ № 1, заняли первое и второе места в своей возрастной группе.

Неделей раньше довелось побывать с семинаром по авторской методике в Смоленске. Смоляне, хмурившись, говорили, что, несмотря на все сложности, восемь ДМШ-ДШИ работают нормально. В Твери же на меня обрушился поток информации от встревоженных коллег: закрывают, переводят на хозрасчет все три детские музыкальные школы!

Есть такое выражение: что ни город, то норов. 40 лет тому назад здание Тверского музыкального училища построили на тогдашней окраине города и этим изначально выключили его зал на 450 мест из активного концертного обихода. При успешно работающем оркестровом отделении музучилища в областном центре нет своего оркестра - ни симфонического, ни камерного. В Твери, несмотря на активно работающую филармонию, наблюдается хронический дефицит серьезной музыки. К тому же у нас втрое меньше музыкальных школ, чем в других городах такого же масштаба и ранга, но они живые, действущие. Какая судьба их ждет?..

Антуан де Сент-Экзюпери как-то высказал мысль о том, что достаточно послушать народную песню XV века, чтобы понять, как низко мы пали. Сегодня не нужно и этого. Включите радио или телевизор, и тогда отправная точка в системе современных нравственных координат станет предельно ясна. Словосочетание «духовно-нравственное воспитание» применительно к проблемам подрастающего поколения прочно исчезло из нашего лексикона. За усиление физкультурно-спортивного воспитания молодежи недавно выступил президент. (Кстати, обе его дочери окончили детскую музыкальную школу по классу скрипки.) Проблема духовно-нравственного воспитания наших детей еще ждет своего высокого радетеля. Если же нынешняя тенденция к понижению его уровня сохранится, то вырастет поколение, для которого имена Глинки, Рахманинова, Чайковского будут пустым звуком. «Жизнь без искусства - варварство» - предупреждал когда-то классик. Мысль эта актуальна до сих пор.

Музыкальные школы официально относятся к учреждениям дополнительного образования. Целями современного образования мировая педагогическая наука полагает обучение и воспитание личности в их единстве. Но если с обучением в школе проблем не возникает, то с воспитанием совсем другая история. Методики проблемно-ориентированного, гуманистического, развивающего обучения уже известны. Но пока их применение не дает ярко выраженного личностного воспитательного эффекта. Это только проекция в будущее. А настоящее? Какими механизмами должна пользоваться школа для решения основной цели образования?

Если создать естественные, сообразные природе детства условия для полноценного развития личности ребенка, тогда он будет развиваться гармонично. Сердцевиной этого процесса является межличностное общение. Другая личность несет ребенку накопленный опыт, культуру. Характер устанавливающихся отношений в максимальной степени влияет на духовно-нравственное развитие ребенка. Он должен учиться видеть себя глазами другого человека, уметь не только слышать, но и слушать другого, уметь сочувствовать и сопереживать ему. Естественно, что такая учеба должна носить не столько вербальный, сколько деятельный характер. В школе подобные личностные качества наиболее интенсивно проявляются у ребенка на занятиях по предметам эстетического цикла. В безусловных лидерах в силу своей специфики здесь музыка. Но справляется ли массовая школа с задачами воспитания - не отдельных детей, а всех, кто с ней учится? Если нет, то в значительной степени только по причине отсутствия в расписании указанных предметов в полной мере. Тех предметов, которые теперь отнесены к дополнительным. Не эта ли терминологическая некорректность функционеров Министерства образования всему виной?! Я все-таки надеюсь, что взрослые, наделенные властью люди, договорятся между собой и примут решение, не ущемляющее интересов детства, культуры.

У меня есть конкретное предложение: создать и при главе Твери, и при губернаторе области общественные советы по культуре. Все решения, связанные с судьбой культуры, должны проходить общественную экспертизу.

Степан МИЛЬТОНЯН, преподаватель Тверского музучилища имени М.П. Мусоргского, заслуженный деятель культуры, лауреат областной музыкально-педагогической премии имени Н.П. Ишиева

19

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию