30 Апреля 2017
$56.98
62.04
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

О смерти, ненависти и ... любви

В Тверском театре для детей и молодежи сыграли премьеру спектакля Ларисы Леляновой по пьесе американского драматурга Артура Копита. Ее ждали с особым нетерпением: интрига изначально присутствовала уже в самом материале, не говоря уже о небывало длинном названии спектакля. «Папа, папа, бедный папа! Ты не вылезешь из шкапа…

В Тверском театре для детей и молодежи сыграли премьеру спектакля Ларисы Леляновой по пьесе американского драматурга Артура Копита. Ее ждали с особым нетерпением: интрига изначально присутствовала уже в самом материале, не говоря уже о небывало длинном названии спектакля. «Папа, папа, бедный папа! Ты не вылезешь из шкапа… Ты повешен нашей мамой между платьем и пижамой» стала одной из самых сильных постановок в репертуаре театра.

Лариса Лелянова - из тех режиссеров, кто посвящен в магическую тайну театра. Это было понятно из предыдущих спектаклей, постановленных ею на сцене ТЮЗа. «Папа...» в очередной раз доказал это, подтвердив, что Лелянова имеет свой яркий, хорошо читаемый почерк. Виден он и в ее трактовке пьесы Копита, которая, к слову, идет во многих театрах страны, в том числе и в Кимрах.

Уже жанровое определение спектакля выдержано в соответствующем духе: «Жуткая история, которая никогда не могла произойти в реальности». Поэтому и создатели его, как сказано в программе, - воображаемые, персонажи - несуществующие, а исполнители - вымышленные. В реальность того, что творится на сцене, на самом деле верить можно с большой оговоркой. Мягко говоря, странная мадам Розпетл, ее ущербный сын Джонатан, которого довела до такого состояния сама мамаша, носившая его под сердцем не положенные девять, а все двенадцать месяцев. К этой мешанине синдромов, симптомов и различных патологий можно добавить сюрреалистических венесуэльских мухоловок и кровожадную рыбку-пиранью, питающихся всем, что движется, да еще чучело папы в шкафу - как раз получится полный абсурд. Впрочем, пьеса, только появившись на американской сцене, стала частью движения, сразу получившего название «театр абсурда». В то же время начали ставить пьесы Олби, Шеппарда, Пинтера, которые не укладывались в прокрустово ложе традиционного театра и были «театром протеста». Однако Лелянова, надо думать, далека от мысли протестовать против кого-то или чего-то. В ее руках «ужастик» превращается в философское повествование о жизни и смерти, ненависти и, как это ни странно, любви. (А то, что мамаша Роспетл до невозможности «залюбила» своего сына, несомненно, и от этого становится действительно жутковато.) Во время просмотра возникает какая-то особая атмосфера, в которую погружаешься с первых минут, следишь за каждым движением и не пропускаешь ни одной реплики актеров, а после окончания спектакля долго не можешь вернуться к привычной жизни.

Итак, спектакль начинается медленно, плавно. Главная героиня (Алла Крылова) выходит, тихо напевая себе под нос, садится на огромную кровать, установленную посередине сцены. На ней черный костюм и шляпка с вуалью - она в трауре. Плавность вдруг резко исчезает. Сначала оживают цветы и рыба, а потом гостиничные бои вносят на сцену гроб, в котором хранится бедный папа, над телом которого поработал умелый таксидермист. Падают черные шторы (они будут с шумом подниматься и опускаться на протяжении всего действия). В этой темной гамме единственное светлое пятно - Джонатан (Андрей Иванов) в белых ползунках и чепчике, наивный, он одновременно и любит, и боится, а может быть, даже ненавидит свою мать…

Игры с цветом продолжатся и потом (художник-постановщик и художник по костюмам Александр Евдокимов), причем создатели спектакля используют архетипические цвета - черный, красный, белый. Вот в номер, где живет «веселая» семейка, приходит Розали (Елена Соколова), нянька многочисленных отпрысков хозяев гостиницы, за которой Джонатан наблюдает в телескоп. На ней красное платье. Мадам Розпетл, обвиняющая девушку в безнравственном поведении, наряжена в белоснежный наряд невесты, исподволь становясь символом чистоты и невинности, каковым вовсе не является. Подобная подмена лишний раз демонстрирует очевидное: все смешалось в доме Розпетлов. В определенные моменты пространство гостиничного номера «переворачивается», и на смену реальным, а вернее, несуществующим персонажам, приходят танцующие венесуэльские мухоловки и пиранья. Двоемирие это, однако, только часть тех миров, в которых живет каждый из героев.

Деталей, симпатичных, смешных, трагифарсовых, неожиданных, в спектакле множество. Рассказывать обо всех них нет никакого смысла, поскольку должный эффект они произведут только выстроенные в визуальный ряд. Прозвучит банально, но надо видеть собственными глазами, как актеры, занятые в спектакле, мастерски их обыгрывают.

Вольно или невольно, но спектакль «Папа, папа…» посвящен знакомой проблеме отцов и детей. Родителям неплохо бы задуматься о том, что они ломают жизнь своих детей, думая только о своих интересах и при этом говоря о безграничной любви к ним. А любовь, как известно, бывает разная. Например, такая, как в спектакле «Папа, папа, бедный папа! Ты не вылезешь из шкапа… Ты повешен нашей мамой между платьем и пижамой». И она до добра, как правило, не доводит…

Евгений ПЕТРЕНКО

12

Возврат к списку

Сегодня в Ржеве прошел областной день призывника
В воинской части 40963, где базируется соединение ПВО имени первого в стране трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина, побывали более 300 молодых людей – учащиеся школ, профессиональных училищ и колледжей из разных городов и районов Верхневолжья.
28.04.201719:04
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию