27 Апреля 2017
$56.31
61.51
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Некупленный пейзаж в оконной раме

Кажется, совсем недавно выставочный зал Союза художников в нашем областном центре под аплодисменты приветствовал некую частную коллекцию. Ее собирателем стал любитель искусства из Бологого предприниматель Николай Цыганчиков

Кажется, совсем недавно выставочный зал Союза художников в нашем областном центре под аплодисменты приветствовал некую частную коллекцию. Ее собирателем стал любитель искусства из Бологого предприниматель Николай Цыганчиков. Он привез в Тверь работы тверских же художников, этюды cтоличных «членкоров» - Кугача, Чайникова, Мороза, а также многих завсегдатаев «Академички».

Странно, но публика больше сочувствовала, чем восхищалась: ценить меценатов у нас еще не научились. Такая же участь постигла и Николая Цыганчикова. Вот и зал в Бологом, который он привел в порядок за свой счет, чтобы выставлять картины, у него отобрали. Пригрел начинающего коллекционера руководитель московской галереи «Синергия» Борис Царев. На деньги образовательного фонда, который Царев возглавил, выставки, подобные тверской, проводятся уже несколько лет. Запомнилось утверждение столичного мэтра: «Морозовы и Третьяковы накопили за поколения потомственной эксплуатации чувство вины и тратили деньги на картины. Цыганчиков, не имея больших доходов, собрал такую же по качеству галерею всего за три года».

Праздником подвига человека, который в трудное время взывает к человеческой душе, назвал ту частную коллекцию и заслуженный художник России Василий Волков. Приходится только сожалеть, что в тверском крае, сопоставимом с огромным государством, держатели рычагов власти плетутся в хвосте таких неординарных начинаний, как негосударственная Бологовская галерея, не желая оценить ее как явление общественной жизни.

Это смогла подтвердить и новая экспозиция, открывшаяся в выставочном зале областной картинной галереи. Увы, даже в выходной народу в зале негусто, а до закрытия какая-то неделя-другая. Из Бологого удалось найти единственное имя - Константин Медведев. С единственной картиной, между прочим. Жизнь просто подталкивала к электричке - надо ехать.

Бологое встретило заброшенной усадьбой XVIII века с таким же заброшенным - некогда английским - парком, несерьезным розовым цветом часовни Тихона Задонского да говорящей статистикой: на тридцать тысяч горожан здесь две детские школы искусств. Константин не разочаровал. Среднее специальное образование оказалось лишь промежуточным звеном в его карьере. Дальше была «Строгановка», практика в качестве реставратора в Новгороде, Звенигороде, Ростове Великом. Дипломом стала расчистка работ древней живописи XVII века в алтаре Новоспасского монастыря на Таганке.

Почему не работает реставратором? Потому что не разлюбил еще волю: «Там единственный творческий акт - это тонировка, весь прочий процесс настолько специфичен, что я предпочел иную нишу».

Нишей этой стал, к сожалению, Арбат - им можно себя обеспечивать. В Твери, где проходила пара персональных выставок, не куплено ни одной работы. При этом готовится к не первой уже выставке в Москве, не отступая от давнего принципа «два раза одну и ту же работу не выставлять». «От столицы Тверь отличается радикально. Она в одном ряду с нашим городишкой, но не с Москвой. В Ржеве власть относится к художникам по-другому: в выставочном зале недавно сделали евроремонт, отдел культуры покупает работы художников. В Бологом искусство мало востребовано, меня понимают немногие - и те большей частью коллеги».

Незавидна судьба и талантливого бологовского поэта Николая Николы. Как ни гнула его жизнь, приспосабливаться к ней он не научился. Уехал в новгородскую деревню. Успел, правда, издать совместный с Константином Медведевым поэтический сборник - понятное дело, за счет более удачливого (Арбат!) соавтора.

Стихи - это у Медведева продолжение поиска себя. За последние несколько лет он выпускал по паре сборников в год. Явный плюс - авторские иллюстрации. Явные минусы - собственное финансирование этих изданий и тотальное отсутствие оценок со стороны рифмующих коллег. Вместо них в последней книжке, недавно изданной, - фрагмент Нобелевской лекции Иосифа Бродского. Изоляцией это пока не назовешь, но саморазвитие вне социума, говорят, плодит всевозможные комплексы, в том числе со знаком плюс. Может быть, это и питает медведевский символизм? Сам художник, похоже, принимает его без колебаний. Во всем, чем наполнена его мастерская, этого, можно сказать, с избытком: и преобладание знаковости вместо предметности, и декоративное начало, и прочие обязательные признаки символизма, введенные в практику еще в девятнадцатом веке. Плюс нескрываемый интерес к вечному противостоянию Запада и Востока. Плюс множество ассоциативных работ. Плюс легкость разминок, выдающих профессионала даже в окрестных этюдах, особо нежных - из близлежащих пушкинских мест. Художник активно «играет» настроениями и техникой, так же, как в своих поэтических сборниках топонимикой, фонетикой, этимологией, в том числе защищает право имени города быть несклоняемым.

Директор без галереи Николай Цыганчиков себя уже нашел. В квартире у него не переставая звонит телефон: авторы и посредники предлагают взглянуть на произведения. Для влюбленного в красоту Цыганчикова лучшая работа - последняя из купленных. В коллекции преобладает реалистический пейзаж. В настроении - младенческая вера в чудо: «Теперь даже административные работники знают, что человек начинается с культуры. Здоровая нация и культурная нация - пока еще не одно и то же».

В изданном недавно столичном справочнике - рейтинг российских художников. Шкала невелика - от одного до семи. Единица - художник мировой известности, лучше, если не менее века пользующийся повышенным спросом. Двойка - профессионал высокого класса с ярко выраженной индивидуальностью, опять же востребованный рынком и публикой. Шестерка - просто художник-профессионал. Наконец, счастливая цифра «7» - не более чем начинающий художник. Если не полениться поискать в этом «рейтинге» своих, тверских, любимых, заслуженных, то... Владимира Маслова в этом труде нет, Владимира Дмитриева - тоже, Геннадий Клюшин и Вячеслав Шумилов обозначены как стойкие «хорошисты». Авторский коллектив явно лоббирует чьи-то коммерческие интересы. Но это столица. Провинции остается только посочувствовать - это не самая лучшая база для творческих темпераментов.

Татьяна МИХАЙЛОВА

64

Возврат к списку

Фронтовые дороги ведут в Ржев
25 марта 2017 года. Идет подготовка к Международной военно-исторической экспедиции «Ржев. Калининский фронт» у деревень Есемово и Кокошкино. Отряды приезжают на политую кровью землю – предстоят полевые работы. У деревни Полунино московские поисковики находят останки красноармейца.
26.04.201722:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию