29 Апреля 2017
$56.98
62.04
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
P.S.01.06.2010

Гном Антошка ему из кармана подсказывал

На прошлой неделе весь художественный мир отмечал день рождения русского живописца, мастера жанровой картины Алексея Ивановича Корзухина.

На прошлой неделе весь художественный мир отмечал день рождения русского живописца, мастера жанровой картины Алексея Ивановича Корзухина. Его произведения находятся сейчас в самых крупных музейных собраниях нашей страны, однако тверитянам повезло – в коллекции Тверской картинной галереи хранится одна из лучших работ художника «Перед исповедью». Не так давно она возвращалась из Пекина, где была показана в рамках выставки «Русское искусство второй половины XIX века», и теперь она вновь представлена в постоянной экспозиции галереи и висит в зале передвижников.

Алексей Корзухин происходил из крепостных, его отец работал промывальщиком золота на Уктусском заводе, ныне это город Екатеринбург. Как всякий талантливый художник, он уже в юности проявлял способности к рисованию – писал иконы для местной Преображенской церкви и портреты родных. В 1857 году Корзухин переезжает в Петербург и на следующий год поступает учиться в Академию художеств. Во время учебы складывается круг интересов, которым художник будет следовать на протяжении всей своей жизни. Уже название картины «Пьяный отец семейства» говорит само за себя; за нее Корзухин получил малую золотую медаль академии.

Как известно,1863 год стал одним из ключевых в истории Академии художеств. Ряд выпускников ее отказались писать программную картину на тему скандинавского эпоса, объясняя это наличием существенных волнующих проблем, к которым просто не может не обратиться современный художник. Разрешения на свободный выбор темы выпускники не получили, что в итоге вылилось в знаменитый «бунт 14-ти» и образование Петербургской артели художников. Среди тех, кто жил в расположившейся в квартире Крамского коммуне, был и Алексей Корзухин. Он был деятельным членом артели до самого ее распада, а потом вошел в состав Товарищества передвижных художественных выставок, под проектом уставом которого поставил свою подпись вместе с Мясоедовым, Перовым, Саврасовым, Репиным, Шишкиным.

Передвижники ратовали за разрыв с Академией художеств с ее официальной системой ценностей, Корзухин был против резких движений, поэтому участия в выставках передвижников не принимал. В 1860-е годы формируется классический корзухинский стиль, в общем-то свойственный всем передвижникам. Художник пишет картины-новеллы, в центре которых стоят либо печальные, темные, либо радостные факты из повседневной жизни. Среди характерных работ – «Поминки на деревенском кладбище», «Птичьи враги», «У краюшки хлеба». Последние две наиболее известны. На них изображены мальчишки, занимающиеся ловлей птиц, и нищая крестьянка, со щемящей тоской во взгляде смотрящая на своих голодных детей.

Картина «Перед исповедью» (1876) из собрания Тверской картинной галереи представляет собой первоначальный вариант одноименной картины, хранящейся в Третьяковке. Она подписана и датирована, а в коллекцию картинной галереи поступила в 1937 году из фондов Калининского областного краеведческого музея (тогда галерея стала самостоятельным музеем). До этого работа Корзухина, на которой изображен интерьер Никольского военно-морского собора в Петербурге, находилась в имении Полихино Зубцовского уезда Тверской губернии, а после революции вплоть до 1922 года висела в первой советской школе города Зубцова.

Корзухин вошел в историю русского искусства не только как жанрист, он писал и портреты, и картины на религиозные сюжеты. Даже во время болезни (художник был свидетелем убийства народовольцами Александра II, что вызвало тяжелое нервное потрясение) он исполнил, например, «Тайную вечерю» для кафедрального собора в Риге. Из других выполненных Корзухиным церковных заказов известны икона Богородицы «Слово плоть бысть», лики четырех отцов церкви в храме Христа Спасителя и другие.

Кроме собственно живописных произведений чрезвычайно интересна и «Сказка о художнике и гноме Антошке». Там, в частности, рассказывается о том, как художник вместе с гномом искали то любопытное, что имеется в обыкновенной жизни, так появлялись жанровые сцены из жизни крестьян, купцов, чиновников, солдат, священников, детей. Если Алексей что-нибудь пропускал, гном Антошка ему из кармана подсказывал, потому что в жизни интересно все, надо только заметить.

Петр РУЧНИКОВ

11

Возврат к списку

Сегодня в Ржеве прошел областной день призывника
В воинской части 40963, где базируется соединение ПВО имени первого в стране трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина, побывали более 300 молодых людей – учащиеся школ, профессиональных училищ и колледжей из разных городов и районов Верхневолжья.
28.04.201719:04
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию