24 Января 2017
$59.5
63.94
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
P.S.01.06.2010

Ты сними, сними меня, фотограф

На этой неделе исполняется 165 лет со дня открытия первого в Европе фотоателье. Для того чтобы люди имели возможность увековечить свои собственные изображения в специально приспособленном для этих целей помещении, постарался англичанин Ричард Биэрд.

На этой неделе исполняется 165 лет со дня открытия первого в Европе фотоателье. Для того чтобы люди имели возможность увековечить свои собственные изображения в специально приспособленном для этих целей помещении, постарался англичанин Ричард Биэрд. В фотоателье работали особые мастера, умевшие делать парадные портреты всех желающих.

Впрочем, первый в истории фотографический снимок был сделан значительно раньше – в 1826 году француз Жозеф Нисефор Ньепс запечатлел с помощью камеры-обскуры вид из окна. Процесс по нынешним меркам длился так долго, что и представить себе упорство, с каким француз подошел к делу, практически невозможно: на «вид из окна» ушло восемь часов. Затем в истории фотографии возникает имя Дагера, который придумал совершенно иной способ получения изображения – дагерротипию. Однако и это нововведение требовало немалых временных затрат, но полученные снимки по своему качеству все же превосходили уже имеющиеся. Третий способ фотографирования изобрел англичанин Уильям Тальбот, назвавший его «калотипией», которая позволяла делать не один снимок, а несколько. Впрочем, о портрете думать еще было преждевременно.

В первой трети XIX века портретированием занимались профессиональные художники, чьи работы, сделанные, естественно, на заказ, стоили немалых денег. Известно, например, что знаменитый портрет Пушкина работы Василия Тропинина был оценен в 350 рублей – очень дорого. Существовал, конечно, более дешевый и быстрый способ получить собственное изображение. Так, находясь в Твери, Орест Кипренский написал графический портрет Ивана Петровича Вульфа. Стоимость подобных портретов, судя по всему, исчислялась вовсе не копейками. По крайней мере свои акварельные портреты художник Петр Соколов продавал в пятьдесят рублей выше и, несмотря на это, нехватку в заказчиках не испытывал: по свидетельству современников, ни одна приличная свадебная церемония не обходилась без почти репортажных соколовских портретов. Вполне естественна поэтому популярность фотопортретов, за которые в петербургских фотоателье брали сущие пустяки – не более пятнадцати рублей. Другое дело, что размеры тех дагерротипов были невелики. Изобретение Дагера оказалось востребованным, надо сказать, не только фотографами и простыми обывателями. Русские писатели, представители «натуральной школы» избрали «дагерротипизм» в качестве одного из принципов изображения человека в своих «физиологических» очерках – литературных «слепков» с действительности.

Если в очерке писатели могли позволить себе размахнуться и подробно описать, например, петербургского дворника, то люди на первых фотографических снимках были, скажем так, с изъяном. То есть натурально, без глаз, которые потом уже рисовались. Только с появлением специального объектива стало возможным фиксировать полноценного человека. Кстати говоря, именно в 40-е XIX столетия в штатном расписании фотоателье появились ретушеры. Они не только исправляли недостатки снимков, но и по желанию клиента могли раскрасить их акварельными красками.

Владельцы фотографических мастерских, одним словом, делали все, чтобы клиенту было удобно и он уходил полностью удовлетворенным в своих желаниях. Для обеспечения комфорта, например, существовало хитрое приспособление, нечто вроде подголовника, который служил опорой для головы модели, ведь не каждый мог тогда выдержать выдержку в десять секунд. Своеобразной эстетики добавляли в снимки рисованные задники, на фоне которых народ с удовольствием фотографировался, – всевозможные идиллические пейзажи, античные развалины, водная гладь. Их можно было даже выбирать. Подобный антураж в фотоателье сохранялся вплоть до XX века, и абсолютная безвкусица, которую и демонстрировал фон, людей не пугала. Скорее наоборот.

Сейчас фотоателье занимаются исключительно полезным делом – печатают фотографии на документы. Причем ждать результата уже не надо, техника дошла до того, что уже через несколько минут на руки клиент получает готовые карточки. Подголовники ушли в прошлое, как и прежние фотоаппараты, которые стали музейными раритетами.

Петр РУЧНИКОВ

8

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Игорь Руденя на съезде Единой России сделал акцент на программе развития Нечерноземья
В Москве состоялся XVI отчетно-выборный съезд партии «Единая Россия». Политический форум собрал более трех тысяч участников: членов партии из всех регионов страны, представителей министерств и ведомств, общественных организаций, журналистов.
23.01.201721:11
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию