21 Февраля 2017
$58.1
61.7
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Какая странная игра

Красный - цвет страсти и ярости. Цвет крови. А у любви и крови одинаково резкий вкус, потому одна от другой не отделима. Любовь требует жертв. Жаждет крови. Поэтому в декорациях к спектаклю «Саломея. Странные игры Оскара Уайльда» преобладает красный цвет

Красный - цвет страсти и ярости. Цвет крови. А у любви и крови одинаково резкий вкус, потому одна от другой не отделима. Любовь требует жертв. Жаждет крови. Поэтому в декорациях к спектаклю «Саломея. Странные игры Оскара Уайльда» преобладает красный цвет. И еще черный. И немного белого.

Например, диван. Откуда он взялся? Это в конце-то XIX века и уж тем более во времена Ирода - царя Иудейского - кожаный и современный. В смысле для конца XX современный. А впрочем, о временах и пропастях между ними зритель помнит лишь только в первые несколько минут. Затем грань, разделяющая столетия, стирается, и оказывается, что от наших до тех дней, когда жил и творил Уайльд, и от них до дней Саломеи, - рукой подать. И подал нам ее, эту руку, гениальный Роман Виктюк - автор загадочного действа, развернувшегося на сцене Тверского театра детей и молодежи.

Работать на этой сцене маэстро не впервой. Давным-давно он служил в тогда еще Калининском тюзе и по сей день называет город именем всесоюзного старосты. На премьеры его спектаклей в Калинин приезжали Канчаловский и Тарковский. А потом роман Виктюка и этого театра оборвался, не успев толком начаться. Ходили слухи, что режиссера выслали из города, приказав собрать вещи в 24 часа, за то, о чем теперь можно говорить, не стесняясь. А тогда это был скандал. Настоящее преступление против общественности и общества. Если верить тем слухам, то явление спектакля на теперь уже тверской сцене выглядит более чем символично.

Автора «Портрета Дориана Грея» судят. С этого начинается постановка, состоящая из двух параллельных сюжетных линий. Их героев объединяет одно - они страдают из-за любви, которая становится для них роковой, что в данном случае равносильно смертельной. На белом диване - подсудимый Оскар Уайльд, обвиняемый в запретной страсти к мужчине, лорду Альфреду Дугласу. Предмет страсти восседает на этом же диване рядом с любовником. Свидетели, судья, присяжные - на красных стульях. Они жаждут крови гения. И они ее получают. Тюрьма, к которой был приговорен садомит Уайльд, погубила его. Но прежде вдохновила на создание его «Саломеи». Действия параллельного сюжета о том, как царевна иудейская погубила пророка Иоканаана, происходит как бы в воображении автора. Он видит картины пьесы, находясь в тюремной камере, куда заточили его всесильные хранители морали. Однако замкнутость пространства здесь вовсе не ощущается. Это спектакль о чувствах, а их запереть в четырех стенах, как ни пытаются люди уже много веков, все ж пока не могут.

У каждого героя «Саломеи»: и у терарха Ирода Антипы (Николай Добрынин), и его жены Иродиады (Людмила Погорелова), и самой царевны Саломеи (Дмитрий Бозин) своя трагическая любовь. У каждого - своя луна. Одному кажется, что она похожа на мертвую женщину, другому - на пьяную, третьи видят в ней женщину несчастную. Эта луна - предвестник беды. Она обещает кровь. А тут еще и шелест крыльев черной птицы, который слышит Ирод. Все говорит о том, что в эту ночь должно случиться несчастье.

«Не танцуй!» - просит Иродиада Саломею. Как будто ее слова могут что-то изменить, если колесо судьбы уже запущено…

«Беги из страны!» - просят друзья Оскара Уайльда. Как будто их слова могут что-то изменить, если…

И Уайльд остается в Англии, потому что так пожелал его возлюбленный, а Саломея танцует для Ирода за исполнение одного только ее желания. «Проси все, что захочешь», - говорит ей Ирод, для которого страсть к приемной дочери затмила все его богатства и власть. И она просит невозможное. Ей нужна голова пророка Иоканаана (прообраз библейского Иоанна Крестителя), отвергнувшего ее страсть. Она хотела всего лишь поцеловать его, а он сказал «нет». Карандышев из «Бесприданницы» сказал бы на это: «Так не доставайся ж ты никому!». Саломея обошлась без слов. Иоканаана обезглавили по ее прихоти. «Я все же поцеловала твой рот, Иоканаан», - шепчет Саломея. И умирает, потому что исполнения ТАКОГО желания Ирод ей не простил. «Убейте эту женщину!» - отдает он приказ своим солдатам. Темнота. Это конец.

И вдруг возглас шепотом одного из зрителей, услышать который, к счастью, могли лишь его ближайшие соседи: «А где здесь женщина?». Впрочем, если подходить ко всему происходившему на сцене с позиций жесткого реализма (желательно социалистического), то вопрос вполне закономерен. Ну кого из мужчин, играющих в спектакле женские роли и даже самую главную - Саломеи, можно хотя бы с натяжкой причислить к прекрасному полу? Правильный ответ - никого. И к чему все эти танцы, музыка, пластика, позы, когда можно все разложить по полочкам и сыграть просто и обыкновенно? Правильный ответ - ни к чему. А еще не понятно, зачем в двух разных сюжетных линиях роли играют одни и те же актеры? И зачем?..

Это хорошо, что в зале остался хотя бы один зритель, который смог задать вопрос: «А где здесь женщина?». Ведь это еще раз доказывает, что настоящее искусство потому и настоящее, что понятно не всем.

Наталья ПУГАЧЕВА

4

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В школах Твери ликвидируют вторую смену
В областной столице появится новая школа. Строительство начнется в этом году в рамках целевой программы «Содействие созданию в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях». Деньги уже выделены. Федеральный бюджет предоставляет субсидию, почти 276 миллионов рублей. Регион обеспечит софинансирование – более 349 млн.
20.02.201720:48
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию