23 Февраля 2017
$57.48
60.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
P.S.01.06.2010

Когда сэкс-символ звали Любовью

В воскресенье исполняется 105 лет со дня рождения всенародно любимой актрисы, главного секс-символа советского кино Любови Орловой. Она стала настоящим кинематографическим символом целой эпохи. Ее сравнивали с Гретой Гарбо, Марлен Дитрих, советские женщины подражали ей и, чтобы хоть чем-то походить на актрису, делали себе прическу «под Орлову».

В воскресенье исполняется 105 лет со дня рождения всенародно любимой актрисы, главного секс-символа советского кино Любови Орловой. Она стала настоящим кинематографическим символом целой эпохи. Ее сравнивали с Гретой Гарбо, Марлен Дитрих, советские женщины подражали ей и, чтобы хоть чем-то походить на актрису, делали себе прическу «под Орлову».

Родилась будущая звезда советского экрана в Звенигороде. Ее мать приходилась дальней родственницей графу Льву Толстому, отец был потомком тверской ветви Рюриковичей. Это к чему-то обязывало. Всем известна легенда, согласно которой Федор Шаляпин, посмотрев домашний спектакль с участием Любы, предсказал, что она станет великой актрисой. Слова Шаляпина оказались пророческими.

В 17 лет Орлова поступила в Московскую консерваторию, где по классу рояля проучилась три года. Потом было хореографическое отделение Московского театрального техникума. После его окончания в 1926 году она была принята хористкой в Музыкальную студию при МХАТе, носившую имя В. Немировича-Данченко. В первый раз Любовь Орлова вышла замуж в 1926 году, ее мужем стал партийный чиновник Андрей Берзин, который мог обеспечить жене более чем обеспеченную по тем временам жизнь. Брак оказался недолгим – Берзина арестовали в 1930 году. Однако на сценической карьере Орловой это сказалось мало. Поворотной в ее судьбе стала роль Периколы в одноименной оперетте Оффенбаха. Это случилось в 1932 году. К этому времени завязался ее пылкий роман с австрийским бизнесменом со всеми вытекающими отсюда последствиями. Возможно, советский зритель никогда бы не увидел звездный час Любови Орловой, если бы она уехала со своим обожателем в Австрию. Но судьба распорядилась иначе.

В 1933 году режиссер Борис Юрцев пригласил Орлову на роль Эллен Гетвуд в немом фильме «Любовь Алены», за ней последовал фильм «Петербургская ночь», однако оба фильма успеха не имели. Но вот в конце 1934 года на экраны вышел фильм «Веселые ребята», и к Орловой пришла настоящая слава. Вместе со славой пришла и настоящая любовь – режиссер Григорий Александров. По одной из легенд, инициатива знакомства с молодым талантливым режиссером принадлежала самой Орловой. Однажды она пришла на киностудию и смело предложила себя на роль Анюты. Тут же была сделана кинопроба, которая Александрову совершенно не понравилась, – Орлова его не впечатлила.

Однако, потерпев неудачу, актриса не собиралась отступать. Имея богатый опыт в соблазнении мужчин с солидным положением (в числе ее возлюбленных успели побывать видный политик, бизнесмен-иностранец, театральный режиссер), Орлова предприняла новую попытку обратить на себя внимание Александрова. И ей это удалось. Не обошлось, конечно, без женских хитростей, на которые, как известно, и клюнул молодой режиссер. Они поженились после того, как съемки «Веселых ребят» были закончены.

Картина стала сенсацией в советском кино. Любовь Орлова чрезвычайно понравилась Сталину, который распорядился присвоить актрисе звание заслуженного деятеля искусств РСФСР и пригласил ее на торжественный прием в Кремль. В конце 30-х годов Орлова вознеслась на вершину кинематографического олимпа. Выходят фильмы Александрова с ее участием, и каждый из них становится шедевром: «Цирк» (роль Марион Диксон, 1936), «Волга-Волга» (Стрелка, 1938).

Сталин продолжал оставаться горячим поклонником актрисы, фильмы с ее участием он знал почти наизусть и на просмотрах постоянно предвосхищал реплики персонажей. Однако даже расположение Сталина не спасло Орлову от того, чтобы однажды не оказаться «распятой» на страницах газеты «Советское искусство». Случилось это в июне 1938 года. Став завсегдатаем богемных пиршеств, Орлова вскоре утратила чувство меры. Она настолько пристрастилась к алкоголю, что к возвращению Александрова с работы бывала уже пьяна, в одиночку осушив несколько рюмок вина. Именно тогда их брак дал первую трещину. Каким образом Александрову удалось спасти жену от пагубного пристрастия, остается загадкой. Скорее всего он просто пригрозил ей загубленной карьерой, которая для Орловой всегда была превыше всего. От алкоголя она отказалась.

В 1939 году приступили к очередным съемкам. Основой для нового фильма Александрова стала пьеса В. Ардова «Золушка», в которой рассказывалось о том, как неграмотная, но трудолюбивая девушка Таня, приехав из деревни в город, сумела дорасти сначала до знатной ткачихи, а затем и до депутата Верховного Совета. Картина называлась «Светлый путь».

Зрители боготворили актрису, которая впервые в истории советского киноискусства привносила в свои роли голливудское начало. Поклонники во всем следовали своему кумиру – женщины, например, осветляли волосы, некоторые даже говорили, что приходятся актрисе родственниками. Психиатры даже фиксировали новый диагноз – синдром Орловой. В 1946 году супруги уехали в Чехословакию, где на студии «Баррандов» сняли новую комедию – «Весна», за главную роль в которой актриса получила специальный приз Венецианского фестиваля, разделив его с Ингрид Бергман. Успех сопутствовал фильму и в Марианске-Лазне, и в Локарно.

Во время съемок «Весны» Орлова почувствовала, что начала уставать от кино, и ушла в театр имени Моссовета. Первой ролью Орловой на сцене стала роль Джесси Смит в спектакле «Русский вопрос» по пьесе К. Симонова, потом она играла в спектаклях «Сомов и другие» (Лидия), «Кукольный дом» (Нора) и других.

Практически всю свою кинокарьеру Орлова боролась за то, чтобы выглядеть на экране красивой. Она прибегала к пластическим операциям и покупала только самые лучшие французские кремы, никогда не говорила о своем возрасте. Она ежедневно, даже будучи уже в почтенных летах, стояла у балетного станка, а на фотосъемку соглашалась лишь в тех случаях, когда она проводилась в рассеянном свете. Так не видны были неизбежные морщины…

В последние 20 лет своей жизни Любовь Орлова практически перестала сниматься в кино. В 1959 году она сыграла главную роль в фильме своего мужа «Русский сувенир», но он провалился. В журнале «Крокодил» картина была осмеяна. А фильм «Скворец и лира» так и не вышел на экран.

Любовь Орлова умерла за несколько дней до своего 73-го дня рождения. 11 февраля 1975 года любимую актрису всего советского народа похоронили на Новодевичьем кладбище. В память о своей супруге Григорий Александров в 1983 году снял документальный фильм и назвал его «Любовь Орлова».

Сергей БОЙЦОВ

26

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя вручил награды защитникам Отечества
«…Слова всем словам в языке у нас есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь» - звучали сегодня в областном драмтеатре хрестоматийные строки Вадима Шефнера. Прекрасные стихи. И все же те, кто пришел сюда в канун Дня защитника Отечества на торжественное собрание могли бы немного с ними поспорить. Для этих людей Родина, Честь, Достоинство, Мужество, не просто слова – смысл жизни.
22.02.201720:17
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию