27 Июня 2017
$59
66.08
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Дедка за репку… а мышка за свое

Не в некотором царстве, а в конкретном государстве жили-были, да слава Богу, и сейчас пока живем мы, российский народ

Не в некотором царстве, а в конкретном государстве жили-были, да слава Богу, и сейчас пока живем мы, российский народ. Мы - это граждане государства, население страны, представители единой родины, сыны отечества. Разберемся в определениях. Государство - это политическая организация управления. Страна - географическое пространство проживания (завоеванная страна может управляться другим государством). Родина - место рождения. Отечество - земля отцов. Перечисленные определения верны и, казалось бы, самостоятельны в призме аристотелевской логики. Но если направить в холодную геометрию призмы теплый луч платоновского идеализма, то появятся чувственные понятия: патриотизм, любовь, верность, гражданское самосознание, самопожертвование. Погаснет этот луч, и «союз нерушимый республик свободных» раздербанивается на более мелкие «организации управления», а то и на неуправляемые «пространства проживания».

Патриотизм и любовь, верность и гражданское самосознание, самопожертвование и общественный труд - это совокупность личностных, общественных и духовных достижений людей, то есть культура. Субъективное осознание действительности и принадлежность к различным социальным группам определяют, к примеру, причинную обусловленность существования западной и восточной культур, культуры законопослушного общества и блатных понятий, культуры индивидуализма и соборности. Причем культуры могут не только соборовать, но и катализировать непримиримые разногласия, включая даже войны.

Из сказанного можно заключить следующее: бескультурья вообще не бывает. Если у нас язык не поворачивается назвать культурой культ насилия, асоциальные ритуалы дворовых хулиганов, парады гомосексуалистов или выходки держиморд в высоких креслах, давайте называть это субкультурой, которая способна предопределять как создание социальных формаций, так и разрушать таковые.

Организационная культура существует в любом социуме - если ее не формируют сознательно, она вырастает стихийно, как сорная трава на пустыре. Если вы не управляете культурой, будьте уверены, настанет момент, когда она начнет управлять вами. Но если культура создана в соответствии со стратегией и миссией сообщества, она становится мощным и универсальным средством развития и достижения поставленных целей.

Допустим, наши щедрые российские недра проявили себя еще одним мощным ресурсом в виде большой-пребольшой репки. Дабы использовать этот ресурс в целях получения прибыли, было создано ОАО «Репа» и назначен генеральный директор Дед. Одному Деду репку вытащить не под силу, и он кличет на помощь Бабку. Бабка была немощна, но связана с Дедом неформальными отношениями. Поэтому Дед кликнул именно ее, а не здоровенного молодого соседа, которому за помощь пришлось бы отдать часть благ в товарном или денежном выражении, а в дальнейшем, чего доброго, и должность. Бабка кликнула внучку потому, что надеялась, что та окормит (ударение на последнем слоге) ее старость. Внучке предпочтительнее было бы встретиться со здоровенным молодым соседом, но пока ей не хотелось бы ссориться с бабкой ввиду перспективы какого никакого наследства, и она кликнула верную ей Жучку. Жучка репу не ела, но надеялась получить за лояльность косточку из вчерашних щей. Чтобы эта косточка не досталась кошке, Жучка кликнула ее - пусть де ненавистный конкурент будет под контролем. Кошке вообще-то хотелось вцепиться когтями Жучке в глаза, да страшно, лучше выманить из норки мышку, а там, может быть, и когти пригодятся. Мышка сдуру ухватилась за кошку, хотя ей очень хотелось юркнуть в норку, где ее ждала украденная у Деда корочка хлеба. Дальше все по известной схеме. Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку, мышка за кошку. Тянут-потянут и вытащили репку. Так при всей разнице личностных мотиваций субъектов корпорация выполнила установку своего формального лидера.

Сказка - ложь, да в ней намек. Намек на то, что далеко не факт, что данный проект можно успешно повторить. Стоит серенькой мышке не откликнуться на призыв кошки, не говоря уже о том, что внучка тоже себе на уме, и останется репка в своем статусе нереализованного ресурса памятником несостоятельности данной организационной структуры.

…В 70-е годы у американских фирм появился мощный конкурент в лице Японии - страны с абсолютно другой культурой, как национальной, так и корпоративной. Японская «семейная» иерархия на предприятиях превосходила по эффективности американский индивидуализм. Депрессия американской экономики 70-х - начала 80-х годов привела крупные и мелкие компании к многочисленным трениям и конфликтам между управляющими и работниками, что повело за собой снижение эффективности производства. Обнаружилось, что «человеческий» фактор, ранее считавшийся достаточно эфемерным, реально определяет прибыль. Бизнес оказался перед необходимостью достойного ответа на вызов внутренней среды предприятий, проявившийся в растущем стремлении людей получать от работы нечто большее, чем просто зарплату.

Время, когда труд был лишь средством выживания, в развитых странах уже прошло. Работа для большинства людей - главное занятие в жизни. Для всех работающих - главный источник существования, для многих - способ реализовать себя, сделать карьеру, заявить о себе. При этом люди все разные - флегматики и холерики, экстраверты и интроверты, пассионарии и обыватели. К тому же на работу люди приносят свои настроение и самочувствие, симпатии и антипатии, любовь и ненависть.

Уравнивающее понятие «персонал» образовано от слова «персона» - личность. Забывающий это руководитель авторитарного типа сильно рискует при критической массе собственного сатрапства получить напоминание в виде латентного или открытого саботажа. Нелишне господам руководителям помнить и то, что народ, восторженно устилавший пальмовыми ветвями дорогу въезжавшего в Иерусалим Христа, через несколько дней потребовал его распятия. И это тоже проекции организационной культуры.

Существует деление организационной культуры на объективную и субъективную. Субъективная включает элементы духовной сферы: мифологемы, истории, герои, табу. Объективную обычно связывают с физическим окружением: место расположения, оборудование, применяемые технологии, объем пространства, стоянки для автомобилей, униформа и т.п.

Концепции корпоративной культуры универсальны и применимы ко всем социальным образованиям - от простой семьи и мелкого кооператива до государства и международных объединений.

Операции (использование средств материального и духовного освоения мира) организационной культуры представляют обряды, обычаи, традиции, ритуалы, т.е. то, что называется образцами поведения. Сила подобных операций в их эмоционально-психологическом воздействии на людей. В них происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание им участниками обрядового действия. Поэтому в том, что по инерции называется семьей, знаком бессмысленности совместного проживания становится отсутствие простых бытовых привычек - семейных обедов, ритуала проводов до двери уходящего и встречи улыбкой пришедшего, т.е. всего того, что психологи называют «поглаживанием». Если мы не чтим семейные мир да совет, значит, у нас будут разваливаться семьи (что и подтверждает статистика), падать рождаемость, и не за горами демографическая катастрофа. Не чтим частную и государственную собственность, значит, не быть у нас доброго хозяйствования, а быть нескончаемым переделам с неправедностью и Каинским душегубством. Если наши автомобилисты на дорогах уподобились крысам в стесненном пространстве, наши чиновники - вселенским хамам с психологией черносотенцев, наши политики - «кимвалам звенящим», а мы, общество, не можем противопоставить всему этому стройные защитительные кордоны организационной культуры, то так и будем мы тащиться дураками по разбитым дорогам к эфемерному светлому будущему…

Евгений МАЛЫШЕВ, кандидат психологических наук.

19

Возврат к списку

более 80% выпускников-целевиков тгму возвращаются работать в црб
На сайте регионального Минздрава можно найти множество вакансий врачей. Центральные районные больницы остро нуждаются в кардиологах, неврологах, акушерах-гинекологах, педиатрах и других специалистах.
26.06.201721:16
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость