21 Ноября 2017
$59.27
69.67
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Экономика 01.06.2010

Бюджетная переправа

Август – это то время, когда школьники и их родители начинают вплотную готовиться к новому учебному году, а региональные и муниципальные распорядители бюджетных средств – к новому бюджетному. То есть набрасывать контуры бюджета будущего года. В Тверской области этот процесс на сей раз будет идти по особому сценарию.

Август – это то время, когда школьники и их родители начинают вплотную готовиться к новому учебному году, а региональные и муниципальные распорядители бюджетных средств – к новому бюджетному. То есть набрасывать контуры бюджета будущего года. В Тверской области этот процесс на сей раз будет идти по особому сценарию.

Как известно, наш регион одним из первых в России перешел на трехлетнее бюджетирование, и теперь мы приближаемся к завершению первого года работы этой системы. Нам предстоит убедиться, насколько удалось отладить процесс возобновления «скользящей трехлетки», при которой второй и третий годы одного цикла становятся первым и вторым годами следующего цикла.

существенная помощь при переходе на среднесрочное бюджетное планирование (ССБП) региону была оказана в рамках консультационного проекта Евросоюза и Минфина РФ «Управление субнациональными общественными финансами в Российской Федерации». Эксперты и консультанты проекта представили ряд методик и практических рекомендаций. Например, как оптимальным образом планировать бюджетные расходы, распределяя их по годам, как обеспечить четкую связь каждого предыдущего цикла трехлетки с последующими, как увязывать ССБП со стратегическими задачами регионального развития и с повышением эффективности расходования средств и оказания бюджетных услуг и т.д. Новый бюджетный цикл покажет, насколько нам удалось реализовать полученные советы на практике и какой получился эффект. Сейчас реализация этого проекта в Тверской области вступает в завершающую стадию, и, думается, уже можно попытаться дать предварительную оценку тому, что сделано в его рамках.

На нас смотрит вся Европа

И это утверждение отнюдь не гипербола, а констатация факта. На сегодняшний день Россия является единственным государством мира, в котором принят фиксированный трехлетний бюджет, а Тверская область одной из первых в стране вступила на этот путь. В других передовых странах также используется принцип трехлетнего планирования, но несколько по-другому. В большинстве из них принимаются однолетние бюджеты с индикативным планированием на второй и третий годы, что позволяет более гибко реагировать на изменения экономической и финансовой конъюнктуры. В других, как, например, в Великобритании, действует модель двухлетнего скользящего бюджетирования, которая отличается тем, что там очень небольшая возможность вариативности принятого бюджета. В России же решено иметь именно жестко закрепленный бюджет, что обусловлено нашими особенностями – огромная страна, в которой значительную роль играют ресурсы, и очень важно для поддержания финансовой дисциплины четко закрепить планируемые цифры в рамках бюджета. И сейчас в международном масштабе с большим интересом наблюдают за российским экспериментом с трехлетним бюджетированием, расценивая его как очень смелый шаг.

Причем наблюдают в том числе, что называется, методом погружения, изучая нашу ситуацию на месте. Причем не только в областном центре, но и в Кимрском и Бежецком районах, которые стали одними из первых в России муниципальных образований, перешедших на ССБП. Тверь и Кимрский район в этом году принимали у себя официальные делегации английского графства Кент, в составе которых были высокопоставленные чиновники регионального и муниципального уровней. Их общение с местными коллегами получилось, по общим отзывам, очень открытым и взаимно полезным. Зарубежных гостей помогали принимать эксперты проекта «Управление субнациональными финансами» – переход принимающих территорий на трехлетнее бюджетирование был в том числе результатом их работы, проделанной в рамках проекта. По их оценке, уже сегодня в этих муниципальных образованиях заметно совершенствование в управлении финансами. При этом в системе муниципальной власти ощутимо укрепились позиции руководителей местных финансовых служб, которые теперь могут с гораздо большей убедительностью отстаивать свои позиции при верстке бюджетов. Предполагается, что реформаторский опыт «пилотных» территорий в ближайшей перспективе будет перенят и другими муниципальными образованиями нашей области, где на повестке дня стоит переход на ССБП с освоением подходов БОР (бюджетирования, ориентированного на результат). Дело за тем, чтобы предоставить им необходимый нормативно-правовой инструментарий. Об этом, в частности, шла речь на состоявшемся в минувшем июне в Осташковском районе семинаре, организованном в рамках упомянутого здесь проекта при участии региональной Ассоциации муниципальных образований. Его участники сошлись на том, что предоставляемая в рамках проекта нормативно-методическая поддержка – это, конечно, здорово, но основные усилия в реформировании муниципальных финансов предстоит предпринять, безусловно, самим муниципалам. И в этом плане немалые надежды возлагаются на ассоциацию.

Кстати, и здесь заграница нам готова помочь. Эксперты проекта из Дании делились на семинаре опытом работы их Ассоциации муниципальных образований, имеющей значительный вес в решении вопросов бюджетного сотрудничества на разных уровнях управления. Вообще идея подобных ассоциаций сама по себе достаточно привлекательная и в разных аспектах используется в Европе. Причем тамошние муниципальные ассоциации не ограничиваются представлением интересов территорий на региональном уровне в вопросах налогообложения и других, связанных с формированием доходной части бюджета. В Англии, например, имеется Ассоциация муниципальных финансистов, которая является полноправной частью финансовой структуры государства, выступает одним из арбитров в ситуациях, когда возникает напряжение в межбюджетных отношениях. Так что нашим муниципалам планка общественной активности установлена.

Кто владеет информацией…

Однако сейчас, безусловно, более актуальный вопрос – о тех планках в сферах распределения и расходования средств из областной казны, которые предстоит зафиксировать в бюджете следующего года. Еще в прошлом году эксперты проекта предостерегали: необходимо обратить особое внимание на достоверность исходной информации, которая ложится в основу бюджетного планирования и на которой базируется вся учетная работа. А в Тверской области бюджетные информационные потоки создаются механически и не подвергаются проверкам на качество. Тогда же ставилась текущая задача – упорядочить процесс получения необходимых данных, их сверки и контроля, добиться своевременности их поступления. Насколько успешно с ней справились, можно будет судить по результатам нового цикла бюджетного планирования. Однако, как утверждают эксперты, совершенствование информационных систем и потоков данных для всех элементов финансового управления – это область, требующая постоянного внимания и при любом достигнутом результате, как говорится, будет куда расти.

Но вот информация обобщена, проанализирована, и следующий шаг – на ее основе задать параметры бюджета. В том числе пределы лимитов расходных обязательств, которые в свою очередь являются основой для реализации программы планирования. Как известно, на установление расходных лимитов влияет целый ряд внешних и внутренних факторов. Каких именно и каково влияние каждого из них? Определить это с наибольшей точностью должны помочь соответствующие методические рекомендации, которые сейчас разрабатываются в рамках проекта. Безусловно, в числе этих факторов – инфляционные процессы, демографическая ситуация в регионе и рост заработной платы его жителей. Так вот, при вынесении этих и других внешних факторов за скобки и можно точно рассчитать реальную стоимость услуг, оказываемых населению различными институтами. Ведь одна из основных целей БОР – обеспечивать безусловное и стабильное, из года в год, соответствие этих услуг стандартам их качества. Но для этого необходимо тесное увязывание бюджетных расходов с региональными целевыми программами, из которых, собственно, на 95% и состоит областной бюджет. В первом году трехлетки работа в этом направлении была начата, и теперь предстоит ее продолжать, опираясь на полученный опыт. Он подсказывает, как важно знать наверняка, сколько в действительности каждая услуга стоит. А отраслевым департаментам и комитетам, организующим оказание непосредственных услуг населению, необходим инструмент, позволяющий им на должном уровне поддерживать качество услуг. И очень востребована система надежных процедур реагирования на вызванные влиянием внешних факторов отклонения от прогноза доходов и расходов бюджета, позволяющая минимизировать ущерб планам расходов. То есть, если возникнет необходимость сокращения финансирования конкретной услуги, отвечающие за нее структуры должны иметь возможность сманеврировать таким образом, чтобы хотя бы частично компенсировать потери. В этом смысле определение лимитов – это работа, направленная на обеспечение стабильности режима и качества оказания услуг населению. Кстати, эта проблема актуальна и для других регионов, участвующих в проекте Минфина и Евросоюза. В Ярославской области, например, уже разработали методики, позволяющие обеспечивать стабильность расходных лимитов в бюджетных расходах на образование.

Бюджетное поле не для коррупционных игр

Что может стоять за допущенными в течение финансового года отклонениями от бюджетных параметров? Ошибки, заложенные на стадии формирования бюджета? Вполне вероятно. Форс-мажорные обстоятельства? Случается и такое. Но давайте также признаем, что «кое-где у нас порой» случается и не такое. А именно: безответственные решения распорядителей бюджетными средствами и даже попытки злоупотреблений. Минфин это давно признал и теперь настоятельно рекомендует регионам при разработке программ управления рисками отклонений от бюджета делать в них обязательный антикоррупционный аспект. Речь идет о налаживании системы внутреннего контроля и внешнего аудита с целью пресечения коррупционности и создания препятствий для нее. При этом основное внимание в сфере управления оказанием государственных и муниципальных услуг переносится с соответствия управленческих решений в бюджетной сфере действующему законодательству и целевому расходованию средств (это тщательно отслеживается контрольно-счетными комиссиями региональных законодательных органов) на вопросы, связанные с эффективностью, результативностью и экономией бюджетных ресурсов. И если с внешним контролем все более или менее ясно – его сейчас осуществляет целый ряд уполномоченных на то структур, которым ставится задача оптимизировать и усилить работу, то вопросы создания системы внутреннего контроля и отладки его механизмов – это вопросы творческой инициативы самих регионов. Лучший опыт будет обобщен Минфином и распространен по всей стране. Вполне закономерно, что в этом плане серьезные надежды возлагаются на «пилотные» территории, участвующие в проекте «Управление субнациональными общественными финансами». И прежде всего на нашу область, первой вступившую в этот проект. Сейчас в его рамках ведется работа по оптимизации внутреннего контроля. Рассказывает руководитель проекта Питер БОУЛДИНГ:

– Есть существенное различие между ныне действующей в России системой внутреннего и внешнего контроля в бюджетной сфере и той, что предстоит разработать в соответствии с задачами, поставленными Минфином. Оно состоит в том, что упор делается на создание эффективных механизмов, обеспечивающих предотвращение злоупотреблений, недопущение возможности превышения полномочий любым лицом на любой должности, манипулирования системой с любого уровня. Внешний и внутренний контроль должны функционировать в тесной взаимосвязи, быть интегрированными в систему БОР. Таким образом достигается прозрачность деятельности любого исполнителя на любой должности, и в проблемных ситуациях можно будет легко выяснить, кем и на основании чего принято конкретное управленческое решение, находится ли этот вопрос в рамках полномочий данного лица и каковы последствия этого решения. В то же время мы исходим из того, что внутренний контроль должен работать не только на то, чтобы обнаружить огрех и наказать виновных, но в первую очередь на совершенствование системы управления рисками путем обобщения выявленных данных и разработки на их основе предложений, направленных на предотвращение самой возможности злоупотреблений или неэффективного распоряжения деньгами налогоплательщиков. Во многих странах уже наработан огромный практический опыт применения таких подходов, и на его основе мы и готовим свои рекомендации.

Принципиальный момент: если мы говорим об ориентации на результат, мы должны предоставлять менеджерам, распорядителям бюджетных средств достаточную свободу для достижения этого результата. При этом необходимо стимулировать их брать на себя полную ответственность за функционирование системы и бороться как с избыточными затратами, так и с возможностями ошибок и злоупотреблений. Ну и, конечно, должен без сбоев работать механизм делегирования полномочий с верхних управленческих этажей на более низкие уровни и подотчетности сверху вниз. Это влечет за собой разную степень ответственности чиновников и разный уровень их стимулирования, продвижения по карьерной лестнице в соответствии с уровнем результативности их работы. В таком контексте надежная и устойчивая система аудита, контроля, стимулирования и подотчетности может выступать как очень эффективный механизм поощрения инициативы и ответственности и столь же эффективный барьер против манипуляций и мошенничества с общественными финансами. Чтобы система внутреннего контроля была эффективной, у нее должен быть четкий режим планирования работы. В первую очередь усилия внутренних аудиторов должны быть направлены на те отрасли и области, которые руководство считает наиболее подверженными рискам. На встречах с руководством области мы указывали на важность этого компонента проекта и нашли полное понимание и поддержку. В целом, думается, у Тверской области есть все возможности уже в скором времени создать эффективную систему контроля в бюджетной сфере, и это тверское ноу-хау будет перениматься в других российских регионах.

Светлана БАКАРДЖИЕВА

39

Возврат к списку

В Твери чествовали работников сельского хозяйства
Рачительные хозяева, упорные и терпеливые труженики, наши кормильцы – это все про них. Сегодня в тверском ДК «Пролетарка» чествовали работников сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
17.11.201719:48
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость