27 Февраля 2017
$57.48
60.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 01.06.2010

Белинского и Гоголя или Акунина и Маринину?

Надежды Некрасова на то, что с базара люди понесут классиков, так и остались по большому счету надеждами, причем преимущественно бесплодными. Современные школьники откровенно радуются, что Пушкин прожил такую короткую жизнь и не написал столько, сколько Лев Толстой

Надежды Некрасова на то, что с базара люди понесут классиков, так и остались по большому счету надеждами, причем преимущественно бесплодными. Современные школьники откровенно радуются, что Пушкин прожил такую короткую жизнь и не написал столько, сколько Лев Толстой. Многим их родителям, впрочем, перспектива удовольствия ради почитать Достоевского тоже не особенно радует. Гораздо приятнее и интереснее провести время в компании с Дарьей Донцовой или Александрой Марининой.

Массовая литература на книжном рынке занимает сейчас ведущие позиции. Что вполне понятно и объяснимо: как элемент массовой культуры она выполняет функцию компенсации, ведь при нынешней суматошной жизни эмоциональный дефицит настолько велик, что восполнить его с помощью высокоинтеллектуальных произведений искусства могут не все. Поэтому едва ли не единственным спасителем (кроме ток-шоу и сериалов) является так называемая паралитература - она распространяется массовыми тиражами, стоит сравнительно дешево, что и делает ее доступной для миллионов читателей. Как правило, художественные достоинства таких произведений просто не обсуждаются и не принимаются во внимание.

По результатам опроса, проведенного на книжных развалах и в книжных магазинах областного центра, самый популярный жанр современной массовой литературы - детектив. Причем в различных его разновидностях. По-прежнему читают классиков - Агату Кристи, Конан Дойла, меньше Жоржа Сименона или Чейза. Самыми востребованными читателями из ныне живущих оказались такие авторы, как Борис Акунин, Александра Маринина, Дарья Донцова, Татьяна Устинова и другие. Что важно, особым спросом пользуются «карманные» варианты их изданий, они не только значительно дешевле книг в твердом переплете, но, что немаловажно, очень удобны для прочтения в общественном транспорте. Людей, читающих незамысловатые детективы по дороге на работу, очень много. Понятно, что Кафку или Маркеса в троллейбус не возьмешь.

Удобство покет-буков очевидно, читая их (не важно где), главное - просто следить за развитием сюжета. Язык таких романов незамысловат, художественные средства практически сведены к минимуму, персонажи в подавляющем большинстве случаев схематичны. Но зато отлично разработана схема раскрытия преступления, что как раз и поддерживает читательский интерес. В этом отношении современные авторы далеко ушли от писателей-предшественников. Например, тот же Достоевский в свое время испробовал различные способы привлечения внимания читателей - использовал элементы детектива, строил повествование на «эффектной идее», помогало, правда, не очень. На первых порах отец Раскольникова раскупался не столь активно, как детективщики наших дней. Дело в том, что функция преступления у Достоевского совсем иная, чем у Серовой или Устиновой, и над его романами нужно думать. Подключать мозги при чтении романов, допустим, Дарьи Донцовой вообще противопоказано: тут же найдешь кучу нестыковок, несуразностей, неточностей в датах, неопределенность в возрасте героев. Впрочем, для автора это, как можно предположить, не столь важно. На самом деле, выдавая в день по шестьдесят страниц текста, недосуг следить за мелочами.

Несколько особняком в этом ряду стоит талантливый мистификатор Борис Акунин, придумавший не только сыщика-эстета Эраста Фандорина, но и «переписавший» шекспировского «Гамлета» и чеховскую «Чайку».

Создание массовой беллетристики в последние годы превратилось в процесс, очень напоминающий каждодневную выпечку хлебобулочных изделий большими заводами. Понятно, что писать по три-четыре (а то и больше) полноценных романа в год затруднительно. Все чаще и чаще говорят о «литературных рабах»: когда за автора, имя (а чаще псевдоним) которого напечатано на обложке, пишут несколько человек. Кто-то из них придумывает сюжет, кто-то «выписывает» героев или ловко «кроит» диалоги и душещипательные жизненные истории-вставки. Подобную ситуацию описала Александра Маринина в своем недавнем романе «Соавторы», так что тема перестала обсуждаться только в писательских кулуарах и стала достоянием самой паралитературы. Впрочем, справедливости ради надо заметить, что «литературное рабство» вовсе не является изобретением современной массовой культуры. Яркий пример тому дает творчество Александра Дюма-отца, собрание сочинений которого, по его собственным, весьма скромным подсчетам, должно состоять из более чем тысячи томов. В «соавторстве» с многочисленными помощниками Дюма написал, например, знаменитые романы «Три мушкетера», их продолжения, «Графа Монте-Кристо» и многие другие. Так что удивляться тому, что произведения современных писательниц-детективщиц Марины Серовой или Светланы Алешиной - продукт коллективного творчества, сегодня вряд ли стоит.

Нечто аналогичное при желании можно усмотреть и в мире фантастической литературы, спрос на которую остается, по утверждению тверских книгопродавцев, стабильно высоким. Подогревает интерес к жанру выход в кинопрокат широко разрекламированных экранизаций. До премьеры фильма «Ночной дозор» книг Сергея Лукьяненко, как сообщили нам в одном из самых крупных магазинов Твери, в продаже почти не было. Как только фильм прошел в кинотеатрах, его трилогию, а вместе с ней и другие романы тут же переиздали многотысячными тиражами. Теперь среди любителей фантастики она пользуется пусть и не высокой, но все-таки популярностью.

Почти «мертвым грузом» стоит на полках магазинов переизданный к премьере экранизации «Властелин колец». Поклонники фэнтези почти наизусть выучили эпопею Толкиена уже тогда, когда Питер Джексон и не думал приступать к съемкам оскароносного теперь фильма. Те же, кто собрался познакомиться с оригиналом только после похода в кино, уже успели прочитать о приключениях Фродо. Многочисленные эпигоны Толкиена хотя и издаются, но восторг у читателя не вызывают, потому и не покупаются.

По-прежнему не сдают своих позиций «женские романы» и разного рода триллеры, постоянный спрос на которые сформировался несколько лет назад. По результатам продаж, для потребителя в последнее время особенно актуальна литература по нетрадиционной и народной медицине, востребованы издания для автомобилистов, садоводов и огородников. Выбор той или иной книги продиктован интересами и пристрастиями покупателя. Один купит комикс или детектив, а другой - модных ныне Мураками или Коэльо, а третий… Белинского или Гоголя?

Евгений ПЕТРЕНКО

12

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Без грусти и печали встречает Великий пост православная Тверь
О Прощеном воскресении наслышаны и те, кто никогда не ходит в церковь. Уж очень красив обычай в этот день не только просить прощения у тех, кого мы обидели, но и прощать всех обидевших нас, даже если они об этом не просят, и молиться за них.
26.02.201717:28
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию