24 Июня 2017
$59.66
66.68
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика01.06.2010

Под диктовку стратегии

Что бы там ни утверждала известная поговорка, но первый блин вовсе не обязательно должен быть комом. Особенно если выпекать его взялись не начинающие кулинары, а весьма опытные и умелые, просто решившие освоить новый многообещающий рецепт.

Что бы там ни утверждала известная поговорка, но первый блин вовсе не обязательно должен быть комом. Особенно если выпекать его взялись не начинающие кулинары, а весьма опытные и умелые, просто решившие освоить новый многообещающий рецепт. И потому неудивительно, что конечный продукт под названием «Бюджет Тверской области на 2008 – 2010 годы», по которому мы благополучно живем уже третий месяц, вполне удался специалистам регионального финансового департамента, несмотря на то, что это первый их опыт среднесрочного бюджетирования.

В целом высокую оценку бюджету области дали и на недавнем круглом столе, где подводились итоги первого этапа реализации в нашем регионе пилотного консультационного проекта Евросоюза и Минфина РФ «Управление субнациональными общественными финансами в Российской Федерации». Участники беседы обсуждали вопросы о том, как финансирование работает на совершенствование государственных услуг в регионе и что является препятствием в работе.

В этом плане, если продолжить «кулинарные» аналогии, нельзя не признать, что разработчикам среднесрочного бюджета области предстоит еще немало трудов для того, чтобы сделать это вновь освоенное блюдо своим по-настоящему фирменным. Таким образом, задача второго этапа проекта – помочь научиться увязывать среднесрочное бюджетное планирование (ССБП) со стратегическими задачами регионального развития и с повышением эффективности расходования средств и оказания бюджетных услуг. Эксперты проекта предложили свою разработку, выполненную на основе обобщения международного опыта развития среднесрочного планирования – «Ориентиры успешного среднесрочного бюджетного планирования». Это и перечень советов, как улучшить «вкус» готового бюджетного продукта, и рекомендации для разработчиков последующих бюджетов области.

«Скользящая» трехлетка

Любое планирование, а уж тем паче среднесрочное бюджетное, начинается со сбора и обработки массива информации. В данном случае очень многое зависит от того, насколько надежны данные, лежащие в основе оценки имеющихся ресурсов и расходных требований, и насколько своевременно они поступают. Любой сбой, даже незначительное искажение картины, здесь может болезненно отразиться на стабильности при переходе из цикла в цикл, то есть из каждого предыдущего года бюджетной трехлетки в последующий. Нет нужды доказывать, что выполнение целевых программ, если их разработчики основываются на неверном или неполном понимании как текущей ситуации, так и перспектив, ставится под угрозу. Пока что в Тверской области, как отмечают эксперты проекта, бюджетные информационные потоки создаются механически и не подвергаются проверкам на качество. Стало быть, текущая задача – упорядочить процесс получения необходимых данных, их сверки и контроля, добиться своевременности их поступления.

Один из ключевых принципов успешного среднесрочного планирования, как подчеркивают эксперты проекта, – это отлаживание эффективного процесса возобновления «скользящей трехлетки», при которой второй и третий годы одного цикла становятся первым и вторым годами следующего цикла. Сама идея ССПБ направлена на повышение устойчивости бюджета, обеспечение как можно более стабильной базы для реализации региональной социально-экономической политики. А для этого необходима четкая связь каждого предыдущего цикла с последующими. Ведь в течение года могут, к примеру, активизироваться некие макроэкономические факторы или произойти существенные изменения ситуации на месте, и все это потребует корректировки планов на два последующих года. Понятно, однако, что причины для таких отклонений должны быть действительно самыми серьезными, а соответствующие решения – максимально прозрачными.

Сценаристы с калькулятором

Что касается первого трехлетнего бюджета Тверской области, то, по оценке экспертов проекта, вносить в него существенные изменения вряд ли потребуется. Коррективы, если и понадобятся, то скорее всего в сфере планирования расходов – необходимо придать им большую стратегическую направленность. Непреложное правило ССБП – расходные пределы должны быть как можно более стабильными при переходе из одного цикла в другой. При этом необходима четкая и прозрачная связь уровня этих пределов с решаемыми регионом стратегическими задачами своего развития, установленными в свою очередь в твердых финансовых рамках. Проверено: чем заметнее колебания в расходных пределах, тем больше огрехов в планировании расходов и тем ощутимее это сказывается на исполнении бюджета. В этом плане задача для Тверской области в сфере бюджетирования – определить тот перечень основополагающих параметров и факторов, на которых будет базироваться процесс установления расходных лимитов. И, разумеется, затем не отступать от этих самими же установленных правил.

Итак, основное требование к расходным лимитам, равно как и к бюджетным прогнозам, – их как можно большая реалистичность. Причем важно определить лимиты на ранних этапах цикла ССБП, чтобы распорядители бюджетов могли уверенно исполнять многолетний бюджет. Здесь безотказно срабатывает правило «золотой середины» – в процессе ССБП неуместны крайности в виде как зашкаливающего оптимизма, так и чрезмерного пессимизма. И очень востребована система надежных процедур реагирования на отклонения от прогноза доходов и расходов бюджета. Назначение этой системы – минимизировать ущерб планам расходов. Как отмечают эксперты, в Тверской области управление риском отклонения пока что сводится в основном к реализации нехитрой формулы: «чем скромнее ожидания доходов, тем меньше риск напланировать лишних трат». Этот консерватизм в наибольшей степени распространяется на второй и третий годы бюджетного плана. В результате пределы расходов, определенные для этих лет, являются слабой основой для реализации программы планирования. Вывод экспертов: разработчикам бюджета области необходим план управления риском, позволяющий заблаговременно запустить адекватный механизм реагирования при отклонениях от прогнозируемых доходов. В таких случаях оптимальная реакция – установление расходных пределов в рамках реального объема доступных ресурсов. Понятно, что не всегда удается точно спрогнозировать уровень поступлений доходов. В условиях неопределенности, подсказывают эксперты, целесообразно рассмотреть несколько возможных сценариев развития событий аналогично тому, как это делается при расчете РВП. Это подчеркивает важность качественного макроэкономического анализа и прогноза как основы достоверного ССБП.

О совпадении желаний с возможностями

Главная мысль, на которой сходятся и российские, и зарубежные участники проекта, – среднесрочный бюджет не есть простое линейное совмещение трех годовых бюджетов. Здесь речь идет об увязывании распределения ресурсов со стратегическими целями региона, реализация которых намечена на среднесрочную же перспективу. И в этом смысле ССБП – это и причина, и повод по-новому, критически взглянуть как на постоянные приоритеты текущих расходов, так и на планируемые расходные обязательства. И ранжировать их с позиций актуальности в свете социально-экономического развития региона. При этом иметь возможность критического пересмотра традиционного распределения ресурсов на текущие расходы с целью частичного высвобождения средств для финансирования более приоритетных направлений. Ведь одна из основных задач процесса ССБП состоит как раз в том, чтобы уйти от бюджетного финансирования утративших актуальность, нерезультативных, не связанных с политическими приоритетами проектов, что было явным пороком традиционного бюджетного процесса. Тверская область, как известно, является лидером в создании бюджета на основе программного подхода, еще в начале 2006 года в области были закреплены принципы результативного бюджетирования в полном объеме, бюджеты минувшего и текущего годов строились на принципах БОР. Все это существенно облегчает для нас задачу, поставленную в рамках проекта. Его эксперты отмечают как существенное достижение Тверской области создание реестра расходных обязательств. Но при этом тут же указывают на то, что в области пока не определены меры, необходимые для выживания в рамках ограниченного бюджета. (Кстати, ограниченность бюджета – вовсе не повод комплексовать: те же эксперты подтверждают, что в любой бюджетной системе расходные потребности превышают имеющиеся ресурсы для их финансирования). Рекомендации экспертов проекта в данном случае – более плотное увязывание реестра расходных обязательств с бюджетным процессом и детальная оценка того, какие обязательства и в какой степени могут быть выполнены в рамках доступных бюджетных средств.

Разделяй и расходуй

Традиционно сложная область – разделение текущих расходов и бюджетов развития, то есть вновь принимаемых обязательств. В этом плане ССБП как многофункциональный инструмент должен охватывать все расходы и связывать текущие и капитальные бюджеты. А также показывать связь каждого бюджетного обязательства как со стратегией, так и с целями достижения. Таким образом среднесрочное бюджетное планирование решает задачи интегрирования политики, стратегии и бюджетных ассигнований. А для начала необходим качественный анализ приоритетов внутри отраслей и между отраслями и связанных с ними балансов. Проще говоря, составителям бюджета следует четко определить для себя, какие именно сферы, направления, отдельные проекты необходимо, сообразно стратегии развития региона, поддержать в первую очередь, ясно понимая, чем при этом предстоит поступиться и во что это в конечном итоге должно вылиться. В итоге выявляется возможность компромиссов как между стратегиями, так и между отдельными обязательствами в рамках этих стратегий вне зависимости от источников финансирования.

В бюджете области программы сформулированы с финансированием большей части расходов. Но, как отметили эксперты, связи между этими программами, достижением целей и наличными ресурсами пока остаются слабыми. При этом значительная доля средств в новом бюджете распределена на текущий год явно по краткосрочным, если не сказать сиюминутным, соображениям, а никак не в соответствии с трехлетним планом. А еще часть ресурсов и вовсе остается за рамками бюджетного плана. Закономерный вывод: необходима реализация общей финансовой рамки для обеспечения финансовой и управленческой стратегий. А также более четкое разграничение между ресурсами программ, относящихся к действующим обязательствам и к предполагаемым новым.

– Следует особо подчеркнуть, – резюмировал эксперт проекта по ССБП Карл Ливингстон, – изначальное активное политическое участие региональной власти в реализации проекта, продвижении привносимых им новаций в сфере бюджетирования, создании структуры ССБП. Результативное участие руководства области и участников политического процесса в формировании бюджетных предложений, основанных на ССБП, и в определении приоритетов новых расходов является определяющим условием успешности проекта. ССБП опирается на политические процессы, увязывая стратегические приоритеты и экономику бюджета. В этом контексте смысл среднесрочного бюджетирования – в принятии более эффективных решений в сфере мобилизации и распределения ресурсов на протяжении всего трехлетнего цикла. Задача второго этапа проекта – развивать эти тенденции, полностью освоить механизм управления процессом ССБП.

Сейчас близится к завершению работа над проектом общей стратегии развития Тверской области на долгосрочную перспективу. Обладание таким инструментом, как ССБП, позволит изначально увязать распределение бюджетных ресурсов и результатов деятельности с достижением целей развития и в конечном счете достичь большей эффективности распределения средств и достижения намеченных стратегических целей по повышению качества жизни граждан Тверской области.

Светлана БАКАРДЖИЕВА

4

Возврат к списку

В Завидове Тверской области проходит национальный туристский форум «Реки России»
В Конаковском районе обсуждают проблемы прежде такого популярного, а ныне возрождающегося вида отдыха, как путешествия по воде. В Тверской области насчитывается 760 рек длиной более 10 км.
23.06.201720:53
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость