24 Марта 2017
$57.52
62.1
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Политика01.06.2010

Специальный доклад уполномоченного по правам человека в Тверской области

По результатам деятельности уполномоченного по правам человека в Тверской области за 2007 год губернатор Тверской области, поддержав инициативы уполномоченного по разработке Концепции защиты прав и свобод человека и гражданина на территории региона, дал свои рекомендации в отношении ряда вопросов. Одним из таких вопросов является вопрос юридической поддержки малоимущих слоев населения. Принимая во внимание актуальность и значимость указанной выше проблемы, уполномоченный, изучив ситуацию в регионе, в июне 2008 года представил в Законодательное собрание Тверской области специальный доклад. Сегодня «Тверская Жизнь» начинает публиковать этот документ.

«Проблемы реализации права малоимущих граждан на получение бесплатной юридической помощи»

По результатам деятельности уполномоченного по правам человека в Тверской области за 2007 год губернатор Тверской области, поддержав инициативы уполномоченного по разработке Концепции защиты прав и свобод человека и гражданина на территории региона, дал свои рекомендации в отношении ряда вопросов. Одним из таких вопросов является вопрос юридической поддержки малоимущих слоев населения. Принимая во внимание актуальность и значимость указанной выше проблемы, уполномоченный, изучив ситуацию в регионе, в июне 2008 года представил в Законодательное собрание Тверской области специальный доклад. Сегодня «Тверская Жизнь» начинает публиковать этот документ.

Настоящий специальный доклад уполномоченного по правам человека в Тверской области подготовлен на основании п. 5 статьи 13 закона Твер­ской области «Об уполномоченном по правам человека в Тверской области». В соответствии с этим положением по отдельным вопросам соблюдения прав человека уполномоченный может направлять Законодательному собранию Тверской области и губернатору Тверской области специальные доклады.

Тема для специального доклада уполномоченного была выбрана неслучайно, поскольку проблема защиты своих прав в последнее время приобретает все большую и большую актуальность. И это тогда, когда правовая культура граждан Российской Федерации по-прежнему остается на достаточно низком уровне. Закономерно, наверное, что Президент РФ Д.А. Медведев на проходившем II Общероссийском гражданском форуме (январь, 2008 г.) особо отметил, что «… Россия… это страна правового нигилизма».

Уполномоченный по правам человека в Тверской области считает, что в таких условиях, когда «пренебрежение к праву» является в России повсеместным, отстоять свои права гражданам крайне сложно. И вдвойне сложнее тем, кто не имеет возможности воспользоваться платными адвокатскими услугами.

В связи с этим целью подготовки настоящего специального доклада является анализ ситуации с соблюдением прав малоимущих граждан Тверской области на получение бесплатной юридической помощи и выработка предложений и рекомендаций, призванных изменить существующее положение в этой сфере.

При подготовке доклада были использованы данные, полученные в ходе рассмотрения жалоб граждан, поступающих в адрес уполномоченного, а также информация, предоставленная Адвокатской палатой Тверской области, Управлением Федеральной регистрационной службы по Тверской области, территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Тверской области.

I. Изучение проблемы:

1. Законодательное регулирование права на получение бесплатной юридической помощи

Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (статья 46). Но реализация права граждан на доступ к правосудию, на защиту своих прав напрямую зависит и от доступа к квалифицированной юридической помощи. При этом государство должно создать условия, при которых реализация права на доступ к правосудию не зависела бы от личной правовой осведомленности человека или его финансовых возможностей. Граждане, которые не могут оплатить услуги юриста (адвоката), также должны иметь возможность защитить свои права в судебном порядке.

Действующее законодательство РФ в отдельных случаях гарантирует гражданам оказание бесплатной юридической помощи. Так, на сегодняшний день бесплатная юридическая помощь оказывается в двух случаях: в порядке ч. 4 ст. 16 Уголовно-процессуального кодекса РФ и в порядке статьи 26 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре). В рамках настоящего специального доклада уполномоченный по правам человека в Тверской области хотел бы более подробно рассмотреть проблему, связанную с оказанием бесплатной юридической помощи, предоставляемой малоимущим гражданам на основании ст. 26 Закона об адвокатуре, не касаясь вопросов участия «бесплатного» адвоката в уголовном процессе.

Так, в соответствии со статьей 26 Закона об адвокатуре юридическая помощь гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины, оказывается бесплатно в следующих случаях:

1) истцам – по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

2) ветеранам Великой Отечественной войны – по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;

3) гражданам Российской Федерации – при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;

4) гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, – по вопросам, связанным с реабилитацией.

Таким образом, круг граждан, которым может быть оказана бесплатная юридическая помощь, достаточно ограничен, что в свою очередь также является серьезной проблемой, поскольку отсутствие для малоимущих граждан возможности обратиться за бесплатной юридической помощью по другим категориям дел фактически препятствует реализации их права на доступ к правосудию. К примеру, достаточно трудно или почти невозможно обжаловать в суде без помощи адвоката решение или действие (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, защитить в суде свое право на образование, на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь, на социальное обеспечение и другие конституционные права, которые именно чиновниками нарушаются достаточно часто. Оказание бесплатной юридической помощи вообще не предусмотрено по таким делам, как обжалование размера начисленной пенсии, отказ в предоставлении социальных льгот и пособий, незаконный отказ в регистрации по месту жительства, споры по вопросам предоставления жилья, а также по другим делам, стороной в которых является государство в лице соответствующих органов.

Именно такое правовое регулирование указанной проблемы, безусловно, не может не вызывать озабоченность уполномоченного и требует особого внимания со стороны органов государственной власти.

Следует отметить также, что на основании п. 2 статьи 26 Закона об адвокатуре перечень документов, необходимых для получения указанной выше категорией граждан юридической помощи бесплатно, а также порядок представления указанных документов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. И в Тверском регионе такой нормативный акт есть. Это закон Тверской области от 5 декабря 2003 г. № 87-ЗО «Об оказании юридической помощи бесплатно на территории Тверской области отдельным категориям граждан Российской Федерации», в котором определены документы, необходимые для представления в адвокатские образования в целях получения адвокатской помощи бесплатно.

Однако, как известно, бесплатно не значит безвозмездно, а следовательно, гарантированная государством бесплатная юридическая помощь, оказываемая малоимущим гражданам, должна быть оплачена. Кем? Ответ на этот вопрос содержится в статье 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в которой указано, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе и решение вопросов, связанных с материально-техническим и финансовым обеспечением оказания адвокатской помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях, определением порядка предоставления компенсаций расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь гражданам Российской Федерации в порядке, установленном статьей 26 Закона об адвокатуре.

Если обратиться, например, к закону Тверской области от 29 декабря 2007 г. № 164-ЗО «Об областном бюджете Тверской области на 2008 год и на плановый период 2009-го и 2010-го годов», то становится понятно, что соответствующее финансирование на указанные цели в Тверской области не предусмотрено…

Ирина БЛОХИНА,

уполномоченный по правам человека в Тверской области

Продолжение следует.

34

Возврат к списку

В Твери названы имена лучших молодых поэтов России
Во вторник Тверь стала литературным центром всей нашей огромной страны: во Всемирный день поэзии в столице Верхневолжья подвели итоги Всероссийского конкурса молодых поэтов «Зеленый листок», учрежденного поэтом Андреем Дементьевым. Награждение победителей проходило в единственном в России Тверском Доме поэзии.
22.03.201721:38
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию