03 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Найти прекрасное в обыденном

Краеведение в последние годы стало одним из важнейших предметов не только в школьной программе. Именно этот предмет не просто дает знания об истории и культуре малой родины, но и помогает воспитывать уважение к своим корням, ответственность за сохранение исторической памяти

Краеведение в последние годы стало одним из важнейших предметов не только в школьной программе. Именно этот предмет не просто дает знания об истории и культуре малой родины, но и помогает воспитывать уважение к своим корням, ответственность за сохранение исторической памяти. Но какие способы преподавания окажутся более эффективными, как вызвать у детей интерес к краеведению? Ответ на этот вопрос попытались дать педагоги 30 районов области, собравшиеся на областную научно-практическую конференцию в Тверском институте усовершенствования учителей.

Уроки краеведения в школе появились на рубеже XIX-XX веков. В то время предмет назывался родиноведением. Тогда стали проводиться первые историко-культурные экскурсии, в 1914 появился «Русский экскурсант. Журнал родиноведения и экскурсионного дела». В годы первой мировой войны путешествия в дальние места были заменены на экскурсии более ближние, не только из-за политической обстановки, но и для того, чтобы дети умели находить интересное в обыденном и привычном, «избавляться от верхоглядства и желания искать лишь особенное». Увлечение местной историей становилось сильнее, школьники занялись этнографической и археологической работой, стали записывать песни, предания, фотографировать храмы.

Интересный педагогический опыт накопился и в дореволюционной Твери, сам фон культурной жизни которой благоприятствовал развитию родиноведения. Помощь учителям истории оказывал Тверской музей, открывшийся в 1866 году и в течение 30 лет располагавшийся в одном из залов Тверской классической гимназии. В его фондах хранились богатые коллекции старинной домашней утвари, произведений прикладного искусства, раритетных рукописей и книг.

Сохранились сведения об экскурсиях тверских гимназистов по городам Тверской и соседних губерний. А отчет о путешествиях мужской гимназии к верховью Волги был выпущен отдельной брошюрой, которая стала своеобразным методическим пособием для российских учителей.

В самом демократическом учебном заведении Твери - школе Максимовича - проводились импровизированные экскурсии в женский монастырь, в старинные церкви.

Участники нынешней конференции сошлись во мнении, что весь этот педагогический опыт прошлого необходимо использовать и в современных методиках. О пользе проведения музейных уроков говорили учителя Л.Ю. Татаренко из Торжка, О.В. Баранова из Берновской средней школы. Проблемы деятельности методических объединений учителей краеведения подняли Л.В. Полякова из Вышневолоцкого района и Т.Л. Коробкова из Ржева.

Однако исторического опыта для педагогов недостаточно. Современная история России достаточно сложна. Связать ее воедино с региональной историей - также непростая задача преподавателей краеведения. По мнению кашинского педагога Т.М. Голубевой, на уроках отечественной истории нельзя разрывать общий материал использованием краеведческих сюжетов, деля их по принципу «в стране - у нас». Важно найти такой переход, чтобы получилась «ткань с региональной ниткой, а не заплата из регионального материала».

Воспитывать у детей интерес к родному краю нужно еще до школы. Лаборатория краеведения ИУУ разработала модель непрерывного краеведческого образования по системе: дошкольное учреждение - начальная школа - основная школа, которую одобрили участники конференции.

Краеведение в детских садах сейчас включает четыре направления: историческое, природоведческое, художественно-эстетическое и литературное. Не показное «сувенирное», а настоящее приобщение к национальной культуре требует разнообразных, в том числе и нетрадиционных форм краеведческой работы. Это проведение дней семьи, создание семейных альбомов, мини-музеев старины (где дети изучают историю своей улицы, села), разработка экологической тропы на участке детсада.

На этой базе основывается краеведение сначала в начальной школе (оно входит в программу уроков литературы, труда, музыки, рисования), а затем и в старших классах, способствуя воспитанию творческого и духовно богатого поколения.

Ольга САВИНОВА, заслуженный учитель РФ, заведующая лабораторией краеведения ТОИУУ

22

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию