30 Мая 2017
$56.71
63.37
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Формула идеала

Никто не задумывался, существует ли в природе эталон города И может ли пространство, застроенное по определенному плану, быть идеальным

Никто не задумывался, существует ли в природе эталон города И может ли пространство, застроенное по определенному плану, быть идеальным. Авторы выставочного проекта «Новый город», может быть, впервые озадачились этим вопросом, съездили в Иваново, Тверь и Ярославль и вывели формулу идеала.

Экспозиция в Государственном центральном музее современной истории в Москве получилась чрезвычайно любопытной. Из музейных собраний в трех выставочных залах собраны образцы русского формализма 1910-1920-х годов - работы Малевича, Родченко, Розановой, Носкова, эскизы спортивных плакатов Самохвалова, которые иллюстрируют теоретические построения авторов проекта Михаила Дмитриева и Светланы Воловенской.

Сакральное число «три» для них стало своеобразной отправной точкой в осмыслении идеальности города как Сакрального Града. Ими были выбраны три объекта, каждый из которых рассматривается с трех точек зрения. Выбор их очевиден и продиктован существующей реальностью: Фабрика, Дворец и Музей являются своеобразной доминантой любого города. И, как показал проект, Ярославль, Тверь и Иваново в этом смысле наиболее репрезентативны.

Как таковых, границ между фабрикой и городом не существует: декоративная панорама красно-кирпичных сооружений притягивает обычных граждан, но попасть на промобъект не так-то просто, поэтому-то «к закрытой территории, населенной людьми-тружениками», и складывается «особое почтительное отношение». Надо сказать, что авторов проекта интересует не всякая фабрика - в большей степени их привлекает текстильное производство. Мануфактуры изначально были естественной частью жилища, а когда ручной труд сменился машинным, фабрика стала новой моделью отношений между людьми, с нее-то и начинался Новый город.

…Первые свидетельства о появлении в Иванове текстильного производства относятся к концу XVII века, и уже тогда оно превратилось в крупное промышленное село. Ивановцы бойко вели торговлю, серьезно «мешая» конкурентам. Возникла даже пословица: «Богат да хвастлив, как ивановский мужик». Сохранилась топографическая карта села Иванова 1774 года, на которой еще не отражены темпы его индустриального развития. Но когда село получит статус города Иваново-Вознесенска, это станет очевидно. В экспозицию вошли многочисленные фотографические изображения заводов и фабрик. Что интересно, внешне они мало отличаются друг от друга - высокие здания красного кирпича. Под снимками подписи отсутствуют, поэтому атрибутировать промобъект одному из трех городов-участников проекта весьма затруднительно.

Строили эти идеальные города, понятно, по-разному. Однако существовал некий «образец», который должен был поставить их «производство на поток». В этом случае сакральный образ города нарушался вполне формальным приемом - созданием регулярных планов. Одним из образцов нового города, получившим высочайшее утверждение, стала Тверь. Не все из провинциальных центров имеют сейчас наше знаменитое трехлучие, но была в нем, по мнению Михаила Дмитриева, своя закономерность: таким образом, каждый российский уезд «имел право на свой маленький Рим…». Поэтому-то в бытовых поговорках и зафиксировано, что «Тверь-городок- Петербурга уголок».

Тверь представлена на выставке известным офортом Дамам-Демартре из коллекции областной картинной галереи. Да и в комментарии куратора Татьяны Куюкиной акцент делается в первую очередь на «гуманитарную составляющую». Одно то, что здание картинной галереи - бывший Императорский путевой дворец, - прямая отсылка к одной из трех первооснов Нового города - Музею. (И отчасти к Дворцу. Впрочем, его авторы проекта понимают как «непременный центр внерабочего времени» наравне с Клубом и Театром. В Твери яркий пример этому - бывший Дворец пионеров, переделанный из фабрики-кухни.)

В экспозиции произведения, хранящиеся сегодня в собрании нашей картинной галереи, составляют большинство. В залах выставлены знаки промышленных производств, выполненные неизвестным художником, многочисленные агитационные эскизы Тихона Подрябинникова для предметов фарфоровых сервизов. Декоративно-прикладное искусство представлено Ларцом для грамот Екатерины II со статуэтками «Правосудие» и «Изобилие» неизвестного мастера второй половины XVIII века.

Несколько особняком среди Новых городов стоит Ярославль - «русский рай», по словам поэта Михаила Кузмина. Ярославский холм в мифологической проекции «мировая гора, сокровенная могила долетописных времен». Само основание города связывают с мифологией: по легенде у подножия холма князь Ярослав Владимирович одержал победу над древним богом Велесом, и на этом месте впоследствии был построен Ярославский кремль… Ярославль представляется носителем некоего сакрального знания. Здесь сложилось предание о небесном граде Китеже, здесь была найдена (а потом утрачена) рукопись «Слова о полку Игореве», наконец, город этот стал родиной профессионального русского театра…

Евгений ПЕТРЕНКО

23

Возврат к списку

В тверском регионе стартовала кампания ЕГЭ-2017
Паспорт, хорошие знания и память – это все, что сегодня взяли с собой выпускники школ региона на экзамен по информатике и ИКТ.
29.05.201721:21
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию