23 Июля 2017
$58.93
68.66
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 01.06.2010

Тверской канон

Эту выставку ждали очень давно. Возрождение Русской Православной Церкви поставило определенные задачи, в том числе и перед художниками, – восстановление прежних и строительство новых храмов призвало к жизни практически забытое в советское время искусство иконописи. В начале 1990-х именно в Твери возникла первая в России школа православных ремесел под руководством талантливого исследователя древнерусского искусства, художника и реставратора Андрея Запруднова. Тогда и был осуществлен масштабный проект «Современная тверская икона», в рамках которого в зале Союза художников была открыта выставка.

Эту выставку ждали очень давно. Возрождение Русской Православной Церкви поставило определенные задачи, в том числе и перед художниками, – восстановление прежних и строительство новых храмов призвало к жизни практически забытое в советское время искусство иконописи.

В начале 1990-х именно в Твери возникла первая в России школа православных ремесел под руководством талантливого исследователя древнерусского искусства, художника и реставратора Андрея Запруднова. Тогда и был осуществлен масштабный проект «Современная тверская икона», в рамках которого в зале Союза художников была открыта выставка. Специалисты из музея Андрея Рублева, Третьяковской галереи, института истории и теории изобразительного искусства высоко оценили творчество местных иконописцев.

По вполне объективным причинам в конце 1990-х эта школа прекратила свое существование, возрожденная было традиция прервалась. Сейчас, однако, возникла необходимость посмотреть и оценить деятельность множества иконописных мастерских и школ, сформировавшихся в последнее десятилетие в Твери и области. Этот проект разработала и реализовала искусствовед Татьяна Бойцова, до недавнего времени занимавшая должность ответственного секретаря Тверского отделения Союза художников России. Сейчас Татьяна Ивановна работает в правлении союза в Москве, но на открытие этой выставки она приехала. Похоже, осталась довольна:

– Вот смотри, они же все художники! И их матушки тоже художницы, – комментирует Татьяна Ивановна, наблюдая, как мимо нас шествует процессия священников. – Было бы иначе – не было бы и этой выставки!

И в самом деле, Тверское отделение Союза художников России возглавляет достаточно давно принявший сан скульптор Евгений Антонов. Который смотрит на храмовое искусство не только с сугубо религиозной, но и профессионально-художественной точки зрения. Тверские художники хотят, чтобы церковное искусство было именно высоким искусством в самом строгом смысле этого слова. Для этого и был реализован проект «Современное тверское храмовое искусство».

Как и предыдущий, нынешний проект серьезно поддержала администрация Тверской области. На открытие выставки прибыл лично губернатор Дмитрий Зеленин, а это случается не так часто. Он отметил, что эта выставка, развернутая в лучшем зале города, в музейно-выставочном центре имени Лизы Чайкиной, чрезвычайно важна. Поскольку храмовое искусство – это не только и даже не столько чисто художественное явление, но факт нравственного возрождения русского народа. После этого первое лицо области вручил автору проекта Татьяне Бойцовой роскошный букет. А архиепископ Тверской и Кашинский Виктор благословил доброе начинание.

Тверская школа иконописи имеет давние и серьезные традиции. Ее художественные особенности вобрали в себя черты, свойственные мастерам крупных древнерусских художественных центров – Новгорода, Ярославля, Владимира. Сочетание этих традиций породило особую самобытность тверского письма, которое, однако, в отличие от упомянутых городов в советское время было практически утрачено: уничтожение древнерусских памятников именно в Твери приобрело катастрофические масштабы. Но даже то, что каким-то чудом сохранилось, позволило искусствоведам выделить особую тверскую школу иконописи.

Надо сказать, что иконопись – искусство совершенно особое. Оно очень жестко регламентировано традициями и догматами, определяющими композиционное и колористическое решение произведений. Здесь нет места каким-либо экспериментам, хотя… Тот же Максим Грек в свое время слыл чуть ли не авангардистом, да и Андрей Рублев остался в истории изобразительного искусства именно как самобытный, обладавший собственным творческим почерком художник. Оказывается, и современные иконописцы вполне могут, следуя канону, проявить свою творческую индивидуальность:

– Мы ни в коем случае не подражаем старым мастерам, – говорит Евгений Антонов. – Помимо признанного канона существуют такие понятия, как ритм, цвет, расставление акцентов. Творческий эксперимент отменить невозможно, определенные искания, даже в рамках заданного канона, будут всегда. Уже то, что над одним и тем же образом работают разные художники либо один и тот же человек, находящийся в разных психологических состояниях, предполагает, что работы получатся непохожими. Мы – люди своего времени, и именно этому времени соответствует наше искусство.

Наталья ЗИМИНА

29

Возврат к списку

День русской деревни в Ржевском районе прошел весело, громко, вкусно и ярко
Дым из трубы над деревянным домом, милые бабушки, коровы в поле, тихая рыбалка на речке, чистый воздух, трудолюбие и усердие – вот лишь некоторые ответы на вопрос, с чем у вас ассоциируется русская деревня. Их мы получили во второй главный день народного праздника в Есёмово, собравшем более 13 тысяч гостей.
22.07.201723:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость