21 Октября 2017
$57.51
67.89
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Общество 01.06.2010

Владычня - путь к Богу

О Марфо-Мариинской обители милосердия слышал, наверное, каждый. Поскольку, говоря современным языком, под крылом церкви был создан такой мощный центр социальной работы, что добрая слава обители просто гремела

О Марфо-Мариинской обители милосердия слышал, наверное, каждый. Поскольку, говоря современным языком, под крылом церкви был создан такой мощный центр социальной работы, что добрая слава обители просто гремела. Здесь строили школы для бедняков и приюты для сирот, больницы, специальные отделения для чахоточных матерей, кормили нищих, помогали многодетным семьям, и делали все это достаточно широко и масштабно. Между прочим, корни «Склифософского» именно отттуда.

А вот автор проекта этой обители прямо связан с нашей тверской землей. Это отец Митрофан, в монашестве архимандрит Сергий, который кончил дни свои под Лихославлем, в селе Владычня.

В годы русско-японской войны отец Митрофан активно работал для армии, ему верили и его любили солдаты, он часто бывал, как мы сейчас сказали бы, в «горячих точках», и орден святого Владимира говорит об этом достаточно красноречиво. Воинские части, которые он сопровождал, опекала сама Великая княгиня Елизавета Федоровна - сестра царицы, супруга московского губернатора Сергея Александровича, брата царя. Брак этот, правда, был чисто политическим союзом - в юности, когда разбился насмерть, упав с балкона, ее маленький брат, Елизавета дала обет безбрачия. И, согласившись разделить судьбу человека царской фамилии, Елизавета Федоровна неустанно занималась благотворительными делами, чем очень быстро снискала расположение москвичей. Даже революционеры, «приговорившие» губернатора к смерти, не хотели причинить вреда княгине, и она долго получала записочки: «Перестаньте сопровождать мужа в поездках. Мы его все равно убьем, а вам надо жить…» После этого княгиня стала сопровождать его неотлучно, но судьба распорядилась по-своему - его действительно убили, а она осталась жива.

Вот к Великой княгине и обратился отец Митрофан с предложением создать обитель милосердия. Идея Елизавете Федоровне понравилась, и она, естественно, пригласила автора для участия в реализации проекта. В то время отец Митрофан жил в Орле. Паства была горячо привязана к батюшке, и он долго колебался, прежде чем дать согласие. Но в конце концов пришел к выводу, что это его долг. В обители отец Митрофан был духовником и исповедником, правой рукой Елизаветы Федоровны, которая после гибели мужа решила удалиться от мирской суеты и целиком посвятить себя служению Богу. Она приняла постриг и стала настоятельницей обители, считая отца Митрофана своим духовным наставником. В 1918 году ее ссылают на Урал, а потом живой сбрасывают в шахту. Персты, сложенные для крестного знамения, так и застыли в этом жесте навсегда… Сейчас мощи преподобномученицы Великой княгини Елизаветы находятся в Иерусалиме.

А саму обитель большевики осмелились тронуть не сразу - уж очень популярна и уважаема она была в народе. Но и до нее дошел черед. В 1926 году все сестры обители, все священнослужители были отправлены в тюрьмы и ссылки, а потом на поселение. Вернувшись из Сибири, отец Митрофан поселился с женой во Владычне, где жили ее родные.

Слава о том, что духовник Марфо-Мариинской обители и самой сестры царицы поселился в их местах, быстро облетела округу. К отцу Митрофану шли за благословением, несли больных ребятишек, чтобы он помолился об их выздоровлении, просто за душевным утешением. Делать все это отцу Митрофану по суду было запрещено, но и отказать людям он не мог. В результате - новый гнев властей. Но и после этого он продолжал жить как совесть велела. По соседству с отцом Митрофаном жили и другие вернувшиеся из ссылок сестры обители, в том числе такие известные, как матушка Надежда и матушка Любовь.

После смерти отец Митрофан был погребен на местном сельском кладбище. Жена пережила его, а когда подошел и ее час, попросила, чтобы ее похоронили в той же могиле. Когда при похоронах случайно задели гроб святого отца и крышка открылась, оказалось, что тлен не коснулся тела праведника.

В 1999 году состоялась канонизация новых мучеников и исповедников российских. В числе новопрославленных святых был и преподобный Сергий Исповедник - отец Митрофан. В настоящее время его мощи находятся в кафедральном соборе Твери.

Поскольку благодаря приезду сюда отца Митрофана и сестер Владычня невольно стала малым уголком Марфо-Мариинской обители, несколько лет назад было решено официально открыть здесь ее Тверское отделение. Сегодня церковь действует, правда, батюшка приезжает сюда только на службы. А вот монашеский скит здесь, очевидно, встанет. Пока он, правда, представлен одной только матушкой Евфросинией, которая живет в доме по соседству с часовней. История ее тоже по-своему очень интересна. Обычная москвичка, неплохо трудоустроенная, имеющая жилье и к тому же почти атеистка, она как бы переродилась после одного случая. Ее умирающую мать привезли в больницу, речь шла о том, что жить больной осталось буквально несколько часов. Дочь упросила медсестер оставить ее на ночь в палате. Больничными правилами это было строжайше запрещено, и ее предупредили: если она хотя бы просто высунется из палаты, пожалевших ее людей уволят с работы. Когда стемнело, ей стало страшно. А вдруг мать начнет умирать прямо сейчас, а она даже не сможет позвать на помощь! И если мать сейчас действительно умрет, что же, ей так и сидеть рядом с остывающим телом, давясь рыданиями и не смея дать себе волю, поскольку это все равно означает подвести пожалевших ее людей? И вот тогда она, неверующая, стала молиться: «Господи, если ты есть, пожалей нас с мамой! Продли ее жизнь хотя бы до рассвета, когда придут сестры…» Мать умерла, когда рассвело.

А когда она пошла заказывать панихиду, судьба указала ей еще на одного человека, сыгравшего важную роль в ее приобщении к Богу, - отца Федора. У него нашлись именно те слова, которые в ту минуту были нужны истерзанной дочерней душе. Она стала ходить в церковь, а потом, посоветовавшись с отцом Федором, оставила работу секретарши в престижной фирме и перешла с младшей дочерью жить в обитель. Окончив медицинские курсы, помогала от обители в послеожоговой палате «Склифософского». Такого насмотрелась! И чем тяжелее была работа, которую приходилось выполнять во имя Божие, тем больше ощущала, как это необходимо людям. Вот так шаг за шагом и пришла к обретению света в душе, а потом приняла постриг. Погиб ее духовник - и это еще больше укрепило ее на избранном пути. Возможность возглавить отделение общины, где жил отец Митрофан, матушка Евфросиния восприняла с восторгом.

Трудно, конечно, городской женщине в сельской избе, где надо и печку топить, и воду носить, и за животиной на подворье ухаживать. Но она это воспринимает как нечто само собой разумеющееся. Ведь так же жили здесь вернувшиеся из ссылки сестры обители, да и сам отец Митрофан. Вот по этим мосткам ходил он к роднику, в чистой купели которого крестил детей, вот на эти поля и деревья был устремлен его взгляд, когда невинно поруганный и униженный, прошедший испытания, каких и злому разбойнику не пожелаешь, он учил любви, терпению и прощению.

И еще выяснилась одна деталь, связавшая ее с этими местами. Когда-то дочка очень обеспеченной профессорской семьи приехала сюда к отцу Митрофану за духовным советом: как быть, если полюбила бедного безвестного священника, совсем не «ровню», да к тому же к священникам у всех сейчас сами знаете какое отношение, так что родители скорее всего не согласятся… Отец Митрофан посоветовал слушаться сердца и даже изъявил готовность провести обряд заочного венчания. Начинающий священник стал видным деятелем церкви, семья их, в которой было много детей, дала церкви еще несколько священнослужителей. Один из них - отец Федор, ее духовник.

Планы у матушки Евфросинии солидные: Тверское отделение должно делать те же богоугодные дела, что и сама обитель. Почему бы не собрать под крышей скита одиноких обездоленных стариков? Надо как-то привлекать к Богу «трудных» подростков, а число их растет. Нужна и духовная, и материальная поддержка женщин, на которых все держится в дому. Но это - планы на перспективу. А для начала хотя бы приют построить. Одной обители это не под силу, но разве власти районные не заинтересованы в таком приюте сами? Почему бы не объединить усилия? Святое место охотно посещали бы и верующие, и просто туристы, если хотя бы элементарно обустроить село. Обитель за свой счет - опять же с помощью МУП ЖКХ - построила дорогу к нему, и что же? За три года ее уже разбили, и отнюдь не верующие и странствующие, а вот чинить, похоже, некому. Приехать сюда можно только на машине - ни автобус, ни «маршрутки» сюда не ходят. Если верующих скит приютит под своей крышей, то для туристов хотя бы пансионатик какой-нибудь соорудить надо. Только об этом, пока село негазифицировано, даже и говорить не приходится. Магистральная ветка проходит недалеко от села - километра полтора всего, но осилить эти полтора километра монахиням не по кошельку. Но если поедут туристы, деньги потекут в район, область, так почему бы региональным и районным властям не подумать вместе над этой проблемой?

В районных властных кабинетах (в область она еще не обращалась) матушку Евфросинию встречают уважительно, но реальной помощи пока нет. Но она вместе с посещающими ее прихожанами все равно молится за нас, грешных…

Аксана РОМАНЮК

125

Возврат к списку

«Тверской переплет» вышел на международную орбиту
Сегодня, 20 октября, в Твери открылась Межрегиональная книжная выставка-ярмарка «Тверской переплет».
20.10.201720:57
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость