19 Октября 2017
$57.27
67.36
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Общество 01.06.2010

Многоточия роста

Как уже рассказывала «ТЖ», Тверской регион одним из первых в России еще в 2006 году приступил к разработке схем территориального планирования (СТП) муниципальных образований. Разработчики схемы территориального планирования Торжокского района выделили на его территории в общей сложности 97 центров развития из 459 населенных пунктов. В этих центрах сегодня проживает свыше 18,3 тысячи человек, или 77% населения района.

Разработчики схемы территориального планирования Торжокского района выделили на его территории в общей сложности 97 центров развития из 459 населенных пунктов. В этих центрах сегодня проживает свыше 18,3 тысячи человек, или 77% населения района.

Как уже рассказывала «ТЖ», Тверской регион одним из первых в России еще в 2006 году приступил к разработке схем территориального планирования (СТП) муниципальных образований. При этом единственной тверской организацией, получившей по результатам открытых конкурсов региональный заказ на разработку СТП районов области, стало ООО «ТИТАН-ОЦЕНКА». Первый такой конкурс «ТИТАН-ОЦЕНКА» выиграла в конце 2006 года и тогда же приступила к разработке схемы территориального планирования Торжокского района. К настоящему моменту успешно завершен третий, проектный, этап работы над схемой территориального планирования этого района.

Создание СТП – это в буквальном смысле работа на будущее, контуры которого прорисованы в практически готовом на сегодня проекте среднесрочного стратегического плана социально-экономического развития Тверской области. Ведь наличие детальных, составленных с учетом перспектив развития, планов использования территориальных ресурсов, направленных на обеспечение сбалансированного развития социальной, производственной, инженерно-транспортной инфраструктур каждого муниципального образования, позволит в наиболее полной мере реализовать эту стратегию. Эти планы в свою очередь должны базироваться на стратегических региональных документах – на схеме территориального планирования Тверской области, представленной в Минрегионразвития РФ еще минувшим летом, а также на реализуемой сегодня стратегии развития региона. Именно из этого принципа исходит «ТИТАН-ОЦЕНКА», разрабатывая сегодня схемы территориального развития двенадцати районов области. В этом плане «пилотный» проект разработки СТП Торжокского района позволил специалистам компании отработать общие организационные, методические, технологические, аналитические и технические аспекты создания схем территориального планирования. А в ходе третьего этапа работы над схемой была разработана концепция СТП. Тем этот опыт ценен вдвойне. Расскажем о нем подробнее, опираясь на отчетные материалы третьего этапа, представленные недавно «ТИТАН-ОЦЕНКОЙ» и принятые межведомственной комиссией Торжокского района по реализации проекта создания СТП.

Магнит для инвесторов и мигрантов

Анализируя схему территориального планирования и стратегию социально-экономического развития Тверской области, специалисты «ТИТАН-ОЦЕНКИ» отметили, что город Торжок и Торжокский район обладают рядом преимуществ, обусловливающих их инвестиционную привлекательность. При этом оба муниципальных образования выгодно дополняют друг друга, что обусловливает логику их взаимосвязанного развития как объединенной урбанизированной зоны. На выбор инвесторов в пользу Торжка и Торжокского района влияет в числе прочего то, что через территории обоих муниципальных образований проходят инженерно-транспортные коммуникации федерального значения – автодорога Москва–Санкт-Петербург и Октябрьская железная дорога, газопроводы, нефтепровод, высоковольтные линии электропередачи. Привлекательность Торжокского района для мигрантов была должным образом оценена Рострудом: район выбран пилотной территорией для проведения демографической реформы, одним из основных инструментов которой станет реализация особой миграционной программы.

Согласно выводам разработчиков СТП Торжокского района, перспективы его развития связаны с размещением на его территории высокотехнологичных промышленных предприятий и объектов логистики, а также с созданием природно-рекре-ационных и культурно-исторических комплексов. Таким образом, приоритетами для инвестирования остаются промышленный сектор, формирование сети небольших складских комплексов и комплексов дорожного сервиса, добыча торфа и нерудных полезных ископаемых, агропромышленный комплекс (в том числе скотоводство, растениеводство, льноводство), а также туризм. Кроме того, уже сейчас насущной задачей для района становится проведение качественного девелопмента земли. Это помимо прочего тоже масштабный инвестиционный проект. А в дальнейшем, отмечают разработчики СТП, в границах района будет вполне возможно воплотить концепцию комплексного освоения территорий, создав специализированный промышленный парк юго-западнее райцентра.

Первым делом – раскинуть сети

В основу проектирования будущего территориального устройства Торжокского района разработчики СТП заложили принцип формирования рациональной системы расселения.

Его применения в данном случае в буквальном смысле потребовала сама жизнь. Точнее, существующий на данный момент дисбаланс развития Торжка и территорий окружающего его Торжокского района. Как известно, Торжок благодаря его промышленному, инфраструктурному и кадровому потенциалу совершенно справедливо рассматривается на областном уровне наряду со Ржевом в качестве точки роста региона. Но при этом все перспективы строятся вокруг райцентра безотносительно к Торжок-скому району, что, безусловно, уже вовсе не является справедливым. Понятно, что промышленных инвесторов Торжок привлекает тем, что там уже расположен целый ряд предприятий регионального значения, обладающих всесторонне развитой инфраструктурой. А вот в Торжокском районе промышленных площадок с подведенной инженерно-транспортной инфраструктурой пока нет. Основная причина – относительно низкая численность населения в районе. Действительно, в районе нет крупных сельских населенных пунктов, к которым в практике территориального планирования принято относить села с численностью населения свыше 1500 человек.

Таким образом, повышать привлекательность Торжокского района для стратегического инвестора предстоит только на базе успешно существующих и растущих населенных пунктов. А это в свою очередь во многом вопрос политики расселения.

В данном случае, делают вывод специалисты «ТИТАН-ОЦЕНКИ», ее эффективность может быть основана лишь на поддержании в первую очередь сильных населенных пунктов, способных играть роль центров притяжения населения и в перспективе – инвестиций.

Результаты проведенного в Торжокском районе социологического исследования привели к вполне предсказуемым выводам о существенной зависимости того, что теперь называется качеством жизни на отдельно взятой территории, от полноты и качества оказания социальных услуг. Ведь в условиях рынка частный инвестор разворачивает свое производство и создает рабочие места прежде всего в районах с благоприятной социальной средой. Таким образом, с одной стороны, характер расселения определяет территориальную организацию сферы обслуживания, с другой стороны, сама социальная инфраструктура влияет на развитие и размещение производительных сил и, в частности, на формирование системы расселения.

Застарелая проблема Тверской области

в целом и соответственно Торжокского района – практическое отсутствие дорог и коммуникаций. К большинству населенных пунктов вообще нет улучшенных дорог, а из имеющихся многие просто язык не повернется назвать улучшенными из-за их аварийного состояния. Централизованные инженерные коммуникации стали редкостью для сел и деревень района, во многих населенных пунктах нет даже полноценного водоснабжения, газифицирован только 21 населенный пункт. Соответственно, подытоживают разработчики СТП, ведущую роль в развитии расселенческого каркаса будут играть качественная инженерно-транспортная инфраструктура и организованная социально-бытовая среда как в районе в целом, так и в каждом отдельном центре развития. Если и то, и другое будет сформировано, Торжокский район станет благоприятной селитебной территорией как для инвесторов, предполагающих строительство предприятий в Торжке, так и для потенциальных работников этих предприятий, как местных, так и привлеченных извне.

А для жителей района реализация взвешенной политики расселения будет означать сбалансированное и полноценное обеспечение их социально-бытовыми услугами. Доступность этих услуг будет повышаться по мере развития автодорожной сети. Все это – неотъемлемые составляющие роста качества жизни сельского населения, а стало быть, и сохранения, и развития агропромышленного комплекса района.

Поселенченская иерархия

В теории расселения существует концепция формирования групповых систем населенных мест (ГСНМ). Ее суть – обеспечение взаимосвязанного развития город-ских и сельских поселений на основе единой транспортной инфраструктуры и сети обслуживания. В данном случае объединяются производственные и трудовые ресурсы нескольких населенных пунктов, а также для них создаются общие системы культурно-бытового обслуживания и организации досуга. В итоге достигается большая эффективность решения всех основных задач расселения.

Эта концепция использовалась при разработке СТП Торжокского района. На его территории предполагается создать местную систему расселения во главе с районным центром. Ее целостность будет обеспечиваться за счет целенаправленного и взаимосвязанного развития входящих в нее поселений. В составе местной системы расселения предстоит сформировать подсистемы населенных пунктов – кустовые и первичные. Каждая из них будет возглавляться населенным пунктом, занимающим ведущее положение в производственной, социальной сферах или в системе административного подчинения района. Первичное звено расселения может развиваться в границах крупной производственной единицы, коллективного хозяйства (внутрихозяйственная подсистема расселения). Кустовая подсистема – на базе территориально сближенных первичных. Она может складываться как за счет объединения населенных пунктов нескольких хозяйств (межхозяйственная), так и путем охвата территорий, подведомственных нескольким сельским поселениям.

По мнению разработчиков СТП Торжокского района, именно такая организация расселения позволит сформировать оптимальные условия для жизнедеятельности крупных агропромышленных хозяйств и обеспечить местным жителям большую доступность и качество социально-культурных и коммунально-бытовых услуг.

Топ-10 районного масштаба

Понятно, что для местных жителей один из самых принципиальных вопросов в том, где именно будут располагаться кустовые центры. Выбор населенных пунктов на эту роль производился исходя из необходимости равномерного и рационального покрытия территории района бытовыми, сервисными центрами и другими услугами периодического характера. То есть необходимо создать достаточное количество кустовых центров с учетом концентрации населения вокруг них. И при этом должна быть обеспечена транспортная доступность каждого из этих центров для жителей отдаленных поселков и деревень. Таким образом были выбраны десять крупных населенных пунктов, выделяющихся на общем фоне относительно развитой производственной и социальной инфраструктурой и оказывающих заметное влияние на социально-экономическую картину района. Кстати, названия некоторых из них на слуху не только в Торжокском районе, но и в соседней Твери: к примеру, поселок Мирный, село Грузины.

Почему было решено создать именно десять кустовых центров? Разработчики СТП района объясняют это тем, что именно такого их количества с учетом общепринятых норм транспортной доступности вполне достаточно для того, чтобы обеспечить все население района услугами периодического характера. Кроме того, эти выбранные населенные пункты по большому счету еще только предстоит развить до реально необходимого уровня, позволяющего им выполнять функции кустовых центров, а это весьма немалые затраты.

Будут свои центры и у первичных подсистем расселения. Сделанная специалистами «ТИТАН-ОЦЕНКИ» оценка хозяйственного и социально-культурного потенциала населенных пунктов района показала целесообразность выделения 17 таких будущих центров. На центры первичной подсистемы возлагается задача обеспечивать жителей окружающих их сел и деревень услугами повседневного характера, в первую очередь образовательными и медицинскими. Понятно, что центр первичного звена должен представлять собой достаточно развитый населенный пункт с уже сформированной базой, в том числе кадровой, для развития социально-бытового и хозяйственного секторов. Сеть этих центров будет формироваться таким образом, чтобы жители даже самых отдаленных от них населенных пунктов могли туда доехать максимум за 15 – 20 минут. Отобрать 17 кандидатов в первичные центры тоже было непросто. Сегодня в большинстве центров сельских поселений Торжокского района жители не имеют возможности для трудоустройства и не получают даже услуг образования и здравоохранения. Между тем для того чтобы жители района уже вскоре ощутили позитивные перемены в результате планируемого переустройства имеющейся сети поселений необходимо, чтобы первичные центры уже сегодня имели и работающие социально-культурные учреждения, и действующие сельхозпредприятия.

Определение населенных пунктов, которые в будущем обретут функции кустовых и первичных центров, конечно же, ни в коем случае не означает, что остальные села и деревни района попадают в положение аутсайдеров. Речь идет о поэтапном развитии всей территории района. Так что вопрос здесь стоит лишь о том, на каком именно этапе создания ГСНМ развивающие мероприятия охватят каждое конкретное поселение. Вопрос, конечно, щепетильный. И, для того чтобы предложенный «ТИТАН-ОЦЕНКОЙ» вариант ответа на него был максимально объективным, взвешенным и, безусловно, обеспечивал повышение качества жизни населения района, в ходе разработки схемы территориального планирования Торжокского района было проведено социологическое исследование, в результате которого была выявлена степень перспективности развития сел и деревень. В итоге населенные пункты района были условно поделены по характеру мер градостроительного регулирования на три категории: перспективные или развиваемые, сохраняемые на срок проектирования и территории инерционного развития. Кроме этого, была выделена группа формирующихся мест временного проживания – перспективные дачные поселки.

В разряд перспективных населенных пунктов вошли будущие центры кустовой и первичной подсистем, а также села и деревни, в которых проживает более ста человек. Из этих населенных пунктов были выделены группы поселений приоритетного развития – на первом и втором этапах проектирования.

Следующая категория – сохраняемые на срок проектирования населенные пункты. Это поселения, для которых выявлена возможность развития. В период проектирования может возникнуть необходимость реконструкции и обновления такого населенного пункта, а также размещения в нем новых производственных и вспомогательных объектов. Все это может дать сохраняемому поселению перспективу развития, но сегодня их демографический потенциал невелик. В категорию сохраняемых вошли населенные пункты, обладающие потенциалом развития (отмеченные главами сельских поселений в ходе социологического опроса как центры развития либо дачные места) и числом жителей менее 100, но свыше 50 человек. Основные мероприятия по их развитию намечены на III этапе – в течение перспективного срока проектирования.

Все остальные поселения района отнесены к населенным пунктам инерционного развития. Их перспективы обусловлены инерцией демографического развития сельской местности.

…и восемнадцать лет спустя

Теперь расскажем подробнее о трех этапах формирования ГСНМ Торжокского района.

Первый этап продлится до 2013 года. Его основные задачи – развитие кустовых центров, населенных пунктов с численностью населения свыше 300 человек, а также ряда первичных центров, вошедших в план первоочередной газификации, в которых также расположены действующие хозяйства и предприятия агропромышленного комплекса района. Таким образом, участниками первого этапа станет 23 населенных пункта, в которых в общей сложности проживают 11,5 тысячи человек, что составляет 48% населения района.

Расчетный срок реализации второго этапа – 2020 год. Это будет этап развития центров первичной подсистемы расселения; а также населенных пунктов с численностью жителей свыше 100 человек. Развивающие мероприятия затронут и несколько поселений с меньшей численностью жителей, однако обладающих сравнительно развитой хозяйственной и социальной инфраструктурой, что придает им определенную значимость для населения окружающих их сел и деревень. В начатый на первом этапе процесс развития на втором этапе будет вовлечено дополнительно 30 населенных пунктов с совокупной численностью жителей в 4,3 тысячи человек, или 18% населения района.

Третий этап – этап перспективы, он продлится до 2025 года. Развивающими мероприятиями будут охвачены села и деревни с населением в 50–100 человек, отнесенные главами сельских поселений к центрам развития и перспективным дачным местам. На этом же этапе предусмотрено развитие населенных пунктов, не ставших центрами развития на первом и втором этапах, но в которых сохранились старинные усадьбы в состоянии, пригодном для создания на их базе туристических и гостиничных комплексов (например, Раек, Млевичи, Чевакино, Щербово). На сегодняшний день к числу развиваемых на третьем этапе отнесено 44 населенных пункта, в которых имеют постоянную регистрацию 2,5 тысячи человек, или 11% населения района.

Таким образом, в общей сложности разработчики СТП Торжокского района выделили 97 центров развития, в которых сегодня проживает свыше 18,3 тысячи человек, что составляет 77% населения района в целом. Как видим, в районе намечены даже не точки, а многоточия роста.

Здесь важно иметь в виду, что перечень населенных пунктов, развитие которых отнесено на третий этап, – это открытый список центров развития, сформированный исходя из современного, сегодняшнего потенциала развития у сел и деревень района. Разумеется, этот список будет корректироваться с течением времени. Из него выпадут поселения, не выдержавшие испытания временем. И в то же время он будет расширяться за счет населенных пунктов, за время первого и второго этапов нарастивших свой потенциал и способных занять значимое место в числе центров развития системы расселения района. В любом случае перечень населенных пунктов третьего этапа является приоритетным для развития межселенных связей в районе на долгосрочную перспективу.

Что касается развития межпоселковых инженерно-транспортных коммуникаций и межпоселкового социально-бытового обслуживания – это отдельные мероприятия, каждое из которых будет последовательно реализовываться с учетом благоприятного развития всего Торжокского района в целом. В СТП даны соответствующие проектные предложения и по строительству дорог, и по введению новых маршрутов общественного транспорта, и по прокладке газопроводов. Разработан также блок предложений, направленных на развитие сетей учреждений образования, культуры и здравоохранения. Наконец, разработчиками СТП предложен перечень природоохранных мероприятий и идеи по созданию новых особо охраняемых территорий, имеющих природную и историко-культурную ценность. Результатом их реализации должно стать достижение главной цели территориального планирования – повышение качества жизни населения, а также рациональное использование ресурсов и сохранение культурно-исторического наследия древней торжокской земли.

Светлана БАКАРДЖИЕВА

60

Возврат к списку

Есть в Твери уникальный детский сад
Детский сад №100 действительно один такой в областном центре. Его питомцами являются дети с тяжелыми нарушениями зрения.
18.10.201720:08
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость