27 Апреля 2017
$56.31
61.51
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Политика01.06.2010

Алексей Каспржак: В Твери я нашел единомышленников

В послужном списке Алексея Каспржака значатся три московские гимназии, ассоциация инновационных школ и центров, институт проблем образовательной политики «Эврика», институт «Открытое общество», Федеральное агентство новостей, Национальный фонд подготовки кадров, Министерство образования и науки РФ. С 2005 года работал первым заместителем начальника департамента образования Тверской области. В августе 2007 года назначен начальником департамента образования.

В послужном списке Алексея Каспржака значатся три московские гимназии, ассоциация инновационных школ и центров, институт проблем образовательной политики «Эврика», институт «Открытое общество», Федеральное агентство новостей, Национальный фонд подготовки кадров, Министерство образования и науки РФ. С 2005 года работал первым заместителем начальника департамента образования Тверской области. В августе 2007 года назначен начальником департамента образования.

Свою работу в новой должности он начал с участия в телепроекте «Национальный интерес» на всероссийском канале РТР. Как самый молодой руководитель департамента в системе образования России и представитель команды министра образования Андрея Фурсенко, вместе с другими российскими специалистами он был приглашен обсудить вопросы, в чем состоят задачи современной системы образования и каким образом их решать.

Об этом же мы беседуем с Алексеем Каспржаком на страницах нашей газеты.

– Мне повезло. В своей жизни мне встретилось много людей, которых я мог бы назвать своими учителями. Причем не всегда они были педагогами по формальному признаку. И самым главным учителем для меня был отец – Анатолий Георгиевич Каспржак, известный педагог, директор первой в России гимназии. Наверное, поэтому с детства я очень хорошо воспринимал идеи новаторства.

Говоря о задачах современной системы образования, я вспоминаю слова ректора Московской высшей школы социальных и экономических наук Теодора Шанина. На выпускном вечере он нам сказал: «Мы развивали в вас ваши разности». Это, по моему мнению, и есть короткий ответ на вопрос о целях образования.

Требования к образованию зависят от времени и эпохи. В советские времена еще Н.К. Крупская определила следующий принцип: человек должен себя почувствовать винтиком в большом государственном механизме. Сейчас наоборот. Мы придерживаемся более либерального подхода к целям образования, требующего в первую очередь учитывать индивидуальные потребности ребенка. Школа призвана научить ученика выбирать, нести ответственность за свой выбор, отстаивать свою точку зрения и при этом обязана дать качественные знания как ресурс для принятия решения.

– Вы стали инициатором участия области в конкурсе регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, и одним из авторов конкурсной заявки. Об этом много писала наша газета. Как относятся к нововведениям тверские педагоги?

– Преобразования по этим направлениям модернизации отрасли в Тверской области начались еще лет пять назад, в то время, когда образование курировал Султан Ахмеров. В то время я работал в Национальном фонде подготовки кадров, который занимался, в частности, и грантовой программой поддержки субъектов Российской Федерации. Тверская область уже тогда была включена в списки претендентов на гранты и создание экспериментальных площадок.

То, что сейчас происходит в тверском образовании, – результат труда большого числа людей. Периодически в Твери собираются эксперты-новаторы в образовании со всей России. Они относятся ко всем нашим проектам как к своему детищу.

Что касается педагогов, то все оценивают по-разному. Возможно, кто-то новое воспринимает не сразу, с опаской, но равнодушных мало. С уверенностью могу сказать, что команда уже сформировалась. Есть много людей, которые разделяют общие взгляды, имеют единое понимание целей изменений и способов их достижения. Среди активных единомышленников за пределами Твери могу отметить руководителей управлений образования Нелидовского, Удомельского, Вышневолоцкого, Зубцовского, Конаковского районов, да и многих других территорий.

– В последнее время в основном идет речь о реформах в общеобразовательных школах. А что нового ожидается на других ступенях системы образования?

– Рассмотрим поэтапно.

Дошкольные образовательные учреждения. Основная проблема заключается в недостаточном количестве мест в детских садах (сейчас в области эта цифра составляет порядка 13 тысяч) и дефиците средств на улучшение материально-технической базы. А рождаемость в области увеличивается.

На днях Законодательным собранием были приняты поправки к бюджету области, благодаря которым увеличатся расходы, в том числе и на нашу отрасль. 26,5 миллиона будет потрачено на капитальный ремонт детских садов в муниципалитетах области. В следующем году запланировано также строительство трех новых садов: в Твери, Торжке, Бологое.

Общеобразовательные школы. В рамках реализации комплексного проекта этот уровень образования ждет много перемен. Важная задача – поддержать качественно работающих педагогов и привлечь в систему образования новых, добиться здоровой конкуренции. Один из способов – это повышение зарплаты.

При сегодняшней системе оплаты труда основными критериями являются стаж учителя и квалификационный разряд. Такой подход не привлекает молодых специалистов на работу в школу. Переломить ситуацию можно, лишь видоизменив эту систему. Необходимо учитывать объем всей работы, выполняемой учителем, стимулировать качество преподавания. Предусмотрено несколько этапов изменений. На первом этапе основой учительской зарплаты пока по-прежнему останется тарифная сетка. Дополнительно вводится стимулирующая надбавка. Средства на это предусмотрены в проекте областного бюджета на 2008 год. Определение размера надбавки будет производиться совместно с органами государственно-общественного управления образованием, куда входят родители, учащиеся, педагоги. Эта работа начнется с января 2008 года во всех школах.

Базовую (основную) часть зарплаты мы тоже планируем постепенно изменять. Сейчас мы объявили конкурс на разработку возможных методик расчета. В режиме эксперимента планируем апробацию. 39 школ области выразили желание активно участвовать в этой деятельности и выступить в качестве пилотных. Эксперимент стартует уже в ноябре 2007 года.

Кроме апробации по введению новой системы оплаты труда будет продолжена начатая совместная работа с муниципальными образованиями по развитию образовательной сети, введению нормативного подушевого финансирования, оснащению школ учебно-лабораторным оборудованием, обеспечению доступа к Интернет, разработке современных методик оценки качества образования.

Начальное профессиональное образование. Главная проблема, существующая в среднем звене системы образования, – несоответствие запросов работодателей и возможностей выпускников. На одном из последних совещаний в администрации этот вопрос обсуждался очень бурно. Одни отрасли испытывают потребность в специалистах (машиностроение, сфера услуг), а другие, наоборот, переизбыток. Чтобы этого не происходило, мы изменили систему определения конкретных цифр приема учащихся в эти учреждения. Теперь решено доверить формирование заказа на те или иные специальности департаменту экономики и администрации области, с учетом мнения муниципалитетов.

Но дело не только в количестве, но и в качестве специалистов. Нередко учебные заведения начального профессионального образования работают по старым методикам, проводят практические занятия на морально и физически устаревшем оборудовании. Но это не их вина: так сложилось, что система НПО давно финансируется по остаточному принципу. Ситуацию важно менять. Мы планируем ввести нормативное финансирование, систему адресной поддержки из областного бюджета наиболее перспективным учебным заведениям. Такие в области есть. Улучшить работу этой категории учебных заведений можно только путем серьезных инвестиций. Ведь оборудование для практических занятий стоит гораздо дороже, чем в школах, и областной бюджет не в силах сразу оплатить все эти расходы. Предполагаем, что выходом в такой ситуации может стать крупный проект на средства займа Всемирного банка, который находится сейчас в разработке.

– В начале этого года появились слухи о том, что тверские вузы будут объединяться. Так ли это?

– Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Сейчас в Твери, где работают четыре крупных федеральных государственных вуза, сложилась ситуация внутренней конкуренции. Многие популярные специальности, к примеру, «Экономика», «Менеджмент» и другие, существуют в нескольких вузах. Это вызывает ряд проблем.

Я считаю, что учебные заведения должны участвовать в конкурентной борьбе не друг с другом, а с вузами других регионов. Тем более в соответствии с государственной политикой количество бюджетных мест в государственных вузах будет сокращаться. Их число в каждом вузе будет зависеть от квалификации педагогов и востребованности конкретного учебного заведения. Тверь должна доказать свою конкурентоспособность. Поэтому высшим учебным заведениям важно находить точки соприкосновения друг с другом, с экономикой региона.

Сейчас создана рабочая группа из числа специалистов четырех вузов. По заказу департамента экономики она разрабатывает концепцию университетского комплекса.

Это не означает насильственную и механическую интеграцию. Если появится потребность в объединении, все должно сложиться само собой. Если нет – каждый вуз будет занимать свое место в системе образования.

В Твери появляется все больше коммерческих вузов и филиалов. Но не секрет, что некоторые из них дают откровенно некачественное образование. Департамент образования будет искать способы, чтобы изменить эту ситуацию и по возможности контролировать работу всех учебных заведений области.

Подводя итоги сказанному, хочу отметить, что все изменения, инициированные администрацией области, департаментом образования, направлены на достижение одной цели: образование должно стать ресурсом достижения успеха каждого учащегося, жителя Тверской области, гражданина нашей страны. Ресурсом не формальным, в виде пресловутой «корочки», а реальным, выраженным в знаниях, умениях, компетентностях. А из успеха и благополучия каждого сложится стабильное и уверенное развитие области и страны.

Юлия КРУТОВА

43

Возврат к списку

Фронтовые дороги ведут в Ржев
25 марта 2017 года. Идет подготовка к Международной военно-исторической экспедиции «Ржев. Калининский фронт» у деревень Есемово и Кокошкино. Отряды приезжают на политую кровью землю – предстоят полевые работы. У деревни Полунино московские поисковики находят останки красноармейца.
26.04.201722:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию