24 Мая 2017
$56.56
63.62
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 01.06.2010

Тверская школа в ожидании звонка

А какая она вообще - тверская школа-2004? Об этом мы беседуем с начальником департамента образования Тверской области, заслуженным учителем РФ, профессором Евгением Муравьевым

А какая она вообще - тверская школа-2004? Об этом мы беседуем с начальником департамента образования Тверской области, заслуженным учителем РФ, профессором Евгением Муравьевым.

- Евгений Михайлович, появятся ли в области новые школы в этом учебном году?

- Мы планируем ввести в эксплуатацию пять школ на 528 мест, из них Неклюдовская школа в Кимрском районе готова полностью, осталось завершить работы по благоустройству. Это также поселковые школы в Оленинском, Пеновском и Жарковском районах и пристройка к школе №1 в Лихославле; строительная готовность этих объектов - от 70 до 85 процентов. В пос. Славный Торжокского района мы собираемся сдать в эксплуатацию новый спортивный зал для местной школы. Инвестиционные программы по строительству объектов образования последовательно реализуются. Программой этого года предусмотрено выделить на эти цели 43 млн. руб. из областного бюджета и 12 млн. руб. - из федерального. Строительство еще 9 объектов будет продолжено.

- Поговорим о кадрах. У нас достаточно учителей? Вы удовлетворены уровнем их профессиональной подготовки?

- В целом к 1 сентября все школы комплектуются педагогическими кадрами Тверского университета, педагогических колледжей и училищ области. Ежегодно в школы области приходит около 200 выпускников. В начале августа потребность составляла около 200 вакансий, из них в сельских школах - около 100. К сожалению, качественный состав учителей в сельских школах пока значительно ниже, чем в городских: в городе - 87 процентов, на селе - 56 процентов.

- Сеть образовательных учреждений качественно меняется. Пожалуйста, расскажите о том, что в последние годы входит в жизнь тверской школы.

- Реализуется ряд инноваций, направленных на расширение доступности, повышение качества и эффективности образования. Для детей с высокой мотивацией к обучению открыто 11 гимназий, один лицей, 13 школ с углубленным изучением предметов. Общеобразовательный лицей при ТвГУ работает очень успешно. В прошлом учебном году в нем обучались 340 ребят практически из всех районов области. 20 детей из сельской местности живут и обучаются в интернате для одаренных детей. Продолжается работа по организации различных форм получения общего среднего образования. Это индивидуальное обучение (541 ребенок, в том числе свыше 260 детей-инвалидов); семейное образование (12 детей); экстернат ( 70 детей).

Все общеобразовательные учреждения области перешли на четырехлетнее начальное образование; в его программу включены такие самостоятельные предметы, как информатика и иностранный язык. Также в школах увеличено количество часов на преподавание физической культуры.

Проходят апробацию целостные системы обучения, например, «Школа ХХI века» и другие, а также вариативные программы отдельных учебных курсов и предметов, новые учебники и методические пособия. На практике уже значительно изменилось содержание гуманитарных дисциплин; преподаются новые предметы, вводятся факультативные курсы по социально-экономическим дисциплинам, используются новые педагогические технологии.

- А как вы оцениваете уровень знаний наших ребят?

- Он достаточно высок. Это объективно подтверждается результатами государственной итоговой аттестации и предметных олимпиад.

- Большой интерес читателей вызывает профильное обучение…

- Сегодня в регионе решается задача его введения на старшей ступени общеобразовательной школы. Это позволит создать условия для дифференциации содержания обучения и построения индивидуальных образовательных программ; обеспечить углубленное изучение отдельных предметов, а также преемственность между общим и профессиональным образованием, эффективно подготовив выпускников к освоению программ высшего профессионального образования. В качестве эксперимента предпрофильное обучение с нового учебного года вводится в девятых классах в школах 15 городов и районов области, в том числе в Твери.

- Евгений Михайлович, а что бы вы посоветовали тем, для кого этот учебный год последний?

- Выпускникам 9-х классов я предложил бы продолжить обучение в системе начального профессионального образования, где функционирует 53 образовательных учреждения - 38 училищ и 15 лицеев. Они готовят по 150 профессиям. В системе среднего специального образования - 41 государственное и 3 негосударственных образовательных учреждения (училища и колледжи). Они предлагают обучение по самым разным специальностям. Тем же, кто хочет продолжить обучение в общеобразовательной школе, можно предложить профильные и лицейские классы, в которых предусмотрено получение специальности. Такие классы имеются в средних школах №№ 49, 51, 14 и др. г.Твери.

Выпускникам 11-х классов я желаю успешно сдать предстоящие выпускные экзамены и продолжить обучение в системе среднего специального или высшего профессионального образования. На территории области действует 24 государственных и 13 негосударственных вузов и филиалов (все они аккредитованы), а также 22 представительства.

В предстоящем учебном году наша область войдет в эксперимент по проведению единого государственного экзамена. Он предусматривает совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний для поступления в вузы и ссузы. Бояться этого эксперимента не надо, так как главная цель ЕГЭ - дать более объективные возможности способным детям поступить в высшее учебное заведение.

- Платные образовательные услуги стали уже объективной реальностью. Многие родители стараются устроить своих детей на подготовительные курсы при вузах или в специализированные классы при колледжах и вузах…

- Высшее учебное заведение в соответствии со своим уставом может осуществлять платную деятельность в области образования, но не взамен услуг, финансируемых за счет бюджета. Большинство государственных вузов предоставляет платные образовательные услуги в двух основных сферах: это подготовка студентов на платной основе сверх финансируемых за счет федерального бюджета государственных заданий (кстати, количество таких студентов ограничивается лимитами, установленными лицензией, выданной вузу Минобразования и науки РФ) и довузовская подготовка в форме подготовительных курсов, специализированных классов при колледжах и вузах. Тверские вузы ежегодно организуют работу годовых и краткосрочных подготовительных курсов. Так, например, в ТвГУ работает подготовительное отделение, на котором выделяются бесплатные бюджетные места с предоставлением общежития и стипендии для выпускников сельских школ. По окончании его финальные экзамены засчитываются как вступительные экзамены в ТвГУ.

- Что, на ваш взгляд, предпочтительнее - репетиторство или вышеупомянутая форма дополнительной подготовки?

- Как показывает опыт, репетиторство будет всегда, пока существует конкурс на ограниченное число мест, при любых формах сдачи экзаменов. Но, надеемся, оно в значительной степени будет вытеснено введением старшей профильной школы с двухлетним углубленным изучением предметов по выбранному профилю.

Дать универсальный ответ на альтернативу - репетиторство или подготовительные курсы - нельзя, так же, как и дать всем больным универсальный рецепт лечения. Выбор зависит от индивидуальных особенностей будущего абитуриента - насколько для него эффективно обучение в группе? А также от качества преподавания на подготовительных курсах и финансовых возможностей родителей.

- Судьба сельской школы волнует общественность. К сожалению, в дискуссиях на эту тему хватает и некомпетентности, и предвзятости. Так что же происходит на самом деле?

- Жизнь, безусловно, диктует необходимость заниматься проблемами сельских школ. Кстати, их у нас около 70 процентов от численности всех школ Тверской области. Однако есть немало деревень, от которых остались одни названия или же в них проживает несколько стариков - все это необходимо учитывать. Более 100 сельских школ у нас крайне малочисленные, в них обучается до 10 ребят. В таких школах устаревшая материально-техническая база, слабое кадровое и финансовое обеспечение.

Выход из сложившейся ситуации - оптимизация региональной системы образования, обеспечивающая повышение качества образования за счет более эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов. Одним из путей решения этой проблемы может быть включение муниципального объединения в активную работу по оптимизации сети образовательных учреждений. Однако подходить к ней нужно разумно и осторожно. По поводу многочисленных спекуляций на тему насильственного закрытия сельских школ уместно еще раз подчеркнуть, что главными целями оптимизации является не экономия средств, а создание условий для получения сельскими детьми качественного образования.

- А сколько школ планируется закрыть?

- По имеющейся информации - всего 47. Однако это уже шаг на пути к совершенствованию муниципальной системы образования. По нашим экономическим подсчетам примерный экономический эффект от итогов предполагаемой оптимизации с высвобождением денежных средств будет равен 6,2 млн. руб. Разумеется, территории, где будет проходить реструктуризация сельских школ, будут обеспечены школьным транспортом в первую очередь. Всего же для организации подвоза учащихся к школам в текущем году предусмотрено 20 млн. руб.

- Евгений Михайлович, а как лично вы относитесь к происходящей в стране реформе образования? Чего в ней больше - плюсов или минусов - применительно к региональной школе?

- Выводы о плюсах или минусах сегодня делать пока рано. Однако должен отметить, что департамент образования, все образовательные учреждения области поддержали концепцию модернизации российского образования. В настоящее время закончился первый этап по реализации концепции. Первые положительные результаты дали эксперименты по совершенствованию структуры содержания общего и среднего образования, по развитию профильного обучения в старшей школе.

В целом же российская система образования на практике показала, что она способна конкурировать с системами образования передовых держав мира. И именно модернизация как непрерывный процесс инновационного развития должна привести к формированию модели перспективного эффективного образования. Важнейшая задача образовательной политики - достижение такого качества образования, которое соответствовало бы актуальным и перспективным потребностям личности и государства.

Беседовала Лидия ГАДЖИЕВА

21

Возврат к списку

Крупнейшие компании России идут делать бизнес в Тверской области
На этой неделе в Верхневолжье открылся новый операционно-логистический комплекс. Объем вложенных в него инвестиций – 1,5 млрд рублей.

23.05.201717:18
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию