18 Августа 2017
$59.25
69.65
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Экономика 01.06.2010

Лицензирование в строительстве: приговор с отсрочкой

Речь об отмене лицензирования в строительстве идет уже не первый год. Теперь это уже дело решенное, закрепленное нормативным актом, вопрос лишь в том, когда эта норма вступит в силу, и что за этим последует. Своими соображениями по этому поводу на отраслевом семинаре-совещании с главными редакторами региональных СМИ поделился генеральный директор ФГУ «Федеральный лицензионный центр при Росстрое» (ФЛЦ) Александр ТОЛКАЧЕВ.

Речь об отмене лицензирования в строительстве идет уже не первый год. Теперь это уже дело решенное, закрепленное нормативным актом, вопрос лишь в том, когда эта норма вступит в силу, и что за этим последует. Своими соображениями по этому поводу на отраслевом семинаре-совещании с главными редакторами региональных СМИ поделился генеральный директор ФГУ «Федеральный лицензионный центр при Росстрое» (ФЛЦ) Александр ТОЛКАЧЕВ.

– Конечно, лицензирование – это не панацея от всех проблем отрасли и не идеальный инструмент. И многие критические замечания в его адрес вполне справедливы. И все же, по оценкам профессиональных участников рынка строительных услуг, пятнадцатилетний опыт лицензирования подтвердил эффективность этого механизма государственного регулирования в условиях рыночной экономики. Лицензирование создало проектировщикам, изыскателям и строителям максимально либеральные условия для выхода на рынок профильных услуг на территории всей России при обеспечении контроля со стороны государства за их деятельностью.

И потому вполне закономерно, что предстоящая отмена лицензирования в строительной отрасли, которая должна была произойти 1 июля 2007 года, вызвала весьма болезненную реакцию у большинства профессиональных участников рынка строительных услуг. В федеральные органы законодательной и исполнительной власти было направлено свыше 1400 обращений от государственных и профессиональных структур различного уровня, в которых указывалось на недопустимость введения поспешных и непродуманных норм по отмене лицензирования в строительстве.

Однако инициаторы отмены лицензирования из Комитета по собственности Госдумы уверенно заявляли, что

к 1 июля они разработают и законодательно утвердят иные, негосударственные, нормы регулирования в строительной отрасли. Вот и август на подходе. Нет ни общего, ни отраслевого нормативного акта в сфере саморегулирования, ни экспериментальной обкатки предлагаемого механизма, ни норм, регламентирующих ответственность предпринимателей, ни предпринимательских стандартов. А в Госдуму продолжают поступать обращения и законодательные инициативы с мест все по тому же поводу – о том, чем чревата отмена лицензирования в строительстве и переход на саморегулирование при отсутствии соответствующей нормативной и правовой базы.

Всем нам необходимо отдавать отчет в том, что в России на данный момент еще нет практического опыта саморегулирования в большинстве отраслей предпринимательской деятельности, в том числе и в строительной. И потому целесообразно прежде всего провести эксперимент по отработке новых механизмов регулирования в рамках соответствующего правового поля. Выбор строительной отрасли, связанной со значительными рисками при строительстве и дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений, в качестве приоритетной для перехода на саморегулирование требует особенно тщательной отработки этих механизмов, включая контроль за деятельностью субъектов предпринимательства. Необходим также просчет всех возможных последствий деятельности в условиях саморегулирования.

Не отрицая идею негосударственного регулирования в строительной отрасли, необходимо иметь в виду, что без действенных экспериментально отработанных механизмов контроля, нормативных документов, правил и стандартов переход на саморегулирование будет очередной кампанией, которая дискредитирует способность власти к проведению экономических реформ и саму идею негосударственного регулирования. И, кроме того, перенимая опыт саморегулирования западных рынков, необходимо учитывать эволюционность этого процесса и тот факт, что этот опыт в западных странах накапливался многими десятилетиями и инициировался гражданским обществом, а не сверху, как пытаются в России сделать наши законодатели.

Отрабатывая механизмы саморегулирования в строительной отрасли, надо постараться избежать создания взамен административных других искусственных барьеров, направленных на защиту «цеховых интересов», а также монополизации строительного рынка узким кругом субъектов предпринимательства. А такая опасность реально существует. В процессе эксперимента должны быть выработаны механизмы по обеспечению реального равноправия всех членов саморегулируемой организации, созданию эффективной конкурентной среды и защиты представителей малого бизнеса, в том числе в плане финансовой ответственности. Для строительной отрасли, где более половины предпринимателей – малые предприятия и индивидуальные предприниматели, это особенно актуально.

В ходе эксперимента по саморегулированию целесообразно создать всю инфраструктуру, необходимую для функционирования негосударственной модели регулирования в строительстве, ввести необходимые правила и стандарты предпринимательской деятельности, в том числе стандарты качества, и, главное, выработать механизмы материальной ответственности. Не лишним будет детально изучить и зарубежный опыт саморегулирования, а также возможность его адаптации к российским условиям.

Кроме того, общественным организациям, особенно тем, которые собираются быть инициаторами внедрения саморегулирования в отрасли, было бы логично прежде всего взять на себя всю полноту ответственности за разработку технических регламентов и совершенствование нормативных документов. Многие из действующих нормативно-технических документов в строительстве устарели, не соответствуют современным требованиям российского законодательства и зачастую не могут являться основой для проведения государственной экспертизы и осуществления государственного строительного надзора. К примеру, отсутствие технических регламентов и федеральных нормативных документов по высотному строительству создает ощутимую проблему в плане обеспечения безопасности при проектировании и строительстве высотных зданий, проведении инженерных изысканий для их строительства и дальнейшей эксплуатации.

А вот как прокомментировал ситуацию руководитель Тверского ФЛЦ Алексей ЛАТЫШЕВ:

– Сегодня в строительной сфере Тверского региона работает свыше двух тысяч организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих 2570 лицензий на осуществление строительных видов деятельности. Абсолютное большинство из них выступают за сохранение лицензирования. Ведь, по прогнозам инициаторов введения негосударственного регулирования, в СРО не смогут войти до 50% средних и малых строительных компаний, имеющих сегодня лицензию, а таких в Тверской области большинство. По мнению тверских участников строительного рынка, именно государство должно вести контроль профессиональных и других характеристик организаций при входе в строительную сферу, деятельность в которой требует повышенного контроля за безопасностью. Потребители услуг стройкомплекса рассматривают процедуру выдачи лицензий государством как гарантию обеспечения защиты прав гражданина, зафиксированных в ст.2 Конституции РФ.

С пониманием и тревогой отнеслось к данной проблеме и руководство области. Губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин подписал обращение к депутатам Государственной думы РФ с предложением не отменять лицензирование строительной деятельности до введения четких и отработанных механизмов негосударственного регулирования. Депутаты Законодательного собрания области поддержали инициативу Саратовской областной думы о сохранении лицензирования и направили обращение в Совет Федерации ФС РФ.

Жаль только, что не всегда мнение профессионалов бывает услышано.

Итак, профессионалы строительной отрасли, представляющие как федеральный, так и региональный уровни, практически единодушны в главном. В том, что проведение в стране даже самых радикальных экономических и административных реформ не должно быть направлено на уход государства из сферы регулирования деятельности, затрагивающей общенациональные интересы (строительство доступного жилья, развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, объектов социальной сферы), без обеспечения введения четких и экспериментально отработанных механизмов иных форм негосударственного регулирования. Не в интересах потребителя и производителя потерять реальный, востребованный обществом, лицензионный контроль за деятельностью предпринимателей в строительной отрасли. Совершенствование действующих механизмов регулирования в этой отрасли, в том числе обусловленного необходимостью повышения ответственности предпринимателей перед потребителями проектно-изыскательской и строительной продукции, требует сочетания методов государственного строительного надзора, лицензирования, государственной экспертизы, комплексного страхования, сертификации и негосударственных форм регулирования. Безусловно, в интересах национальной безопасности государства сохранить систему государственного лицензирования для строительства особо опасных объектов, объектов, сложных в конструктивном отношении, высотного строительства, объектов военной инфраструктуры и ряда других объектов.

Подготовила Светлана БАКАРДЖИЕВА

P.S. Государственная дума приняла сразу во втором и третьем чтениях изменения в ФЗ 128, в соответствии с которыми действие механизма государственного лицензирования в строительной отрасли продлевается еще на год – до 1 июля 2008 года. Удастся ли эффективно использовать предоставленный переходный период?

32

Возврат к списку

Сомнений нет: Речной вокзал в Твери восстановят
Зданию Речного вокзала, частичное обрушение которого произошло 7 августа, будет возвращен исторический вид. Об этом заявил губернатор Игорь Руденя в ходе общения с журналистами после заседания регионального правительства, прошедшего в минувший вторник.
16.08.201718:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость