27 Июня 2017
$59
66.08
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 01.06.2010

Баланс прав и ответственности

Успех любых государственных преобразований и реформ в стране и регионе зависит от того, поддержат ли их граждане. А кто как не местные депутаты и главы городов и поселков способны дойти до каждой семьи, каждого человека – разъяснить, убедить и, получив обратную связь, сформулировать предложения по совершенствованию реформ?

Без дееспособного местного самоуправления невозможна эффективность государственной власти в целом. С этой мыслью президента Владимира Путина невозможно не согласиться по ряду причин. Не только потому, что местное самоуправление – первый, самый близкий к людям уровень власти.

Успех любых государственных преобразований и реформ в стране и регионе зависит от того, поддержат ли их граждане. А кто как не местные депутаты и главы городов и поселков способны дойти до каждой семьи, каждого человека – разъяснить, убедить и, получив обратную связь, сформулировать предложения по совершенствованию реформ? Именно представители органов местного самоуправления организуют реализацию любых государственных проектов на местах. И в силу этого они являются ключевым звеном в осуществлении любых реформ и масштабных национальных проектов.

Органы местного самоуправления – не только форма власти, но и важнейший элемент отечественного гражданского общества.

На всем протяжении российской истории система местного самоуправления не раз доказывала свою эффективность, способность решать самые сложные задачи.

Вспомним из истории России хотя бы земскую реформу 60–70-х годов XIX века. На земство был возложен широкий круг обязанностей. Это не только образование и медицинское обслуживание, но и устройство и содержание путей сообщения, социальная защита, строительство церквей и многое другое.

В сложнейших условиях местное самоуправление за короткий срок преобразило Россию. Были заложены основы истинно народного, массового здравоохранения и образования, мощный толчок дан развитию промышленности и торговли и, главное, создан фундамент гражданского общества.

Земская реформа породила новый, доселе невиданный тип управленца и гражданского деятеля, главными качествами которых стали: служение народу, самоотверженность, бескорыстие.

Местное самоуправление в разные годы не раз демонстрировало способность успешно решать главные вопросы бытия. Вспомним, к примеру, сложнейший период 90-х годов прошлого века. Без преувеличения можно сказать, что после развала Союза в период системного кризиса государства само государство российское сохранилось только благодаря работе местного самоуправления.

Проводимую сегодня реформу местного самоуправления можно сравнить по значимости с земской реформой. Она радикально меняет систему управления в стране и затрагивает интересы каждого жителя.

Начиная в 2006 году реформу местного самоуправления государство стремилось к реализации очень важных целей: приблизить власть к народу, решить вопрос более четкого разграничения полномочий между уровнями власти, обеспечить органы местного самоуправления финансово-бюджетными средствами для осуществления своих обязанностей, ликвидировав порочную практику финансово необеспеченных мандатов и в конечном итоге повысить эффективность местных органов власти.

К сожалению, на нынешнем этапе реализация реформы местного самоуправления не вполне соответствует заявляемым целям.

Количество муниципальных образований увеличилось. Однако большинство из них не обладает необходимыми финансовыми, организационными и кадровыми ресурсами для исполнения своих прямых обязанностей. Большинство муниципальных образований являются дотационными. Сложившиеся межбюджетные отношения являются не чем иным, как финансированием местного самоуправления по остаточному принципу. Существующие местные налоги не обеспечивают доходную базу сельских муниципалитетов, а налоговая система в целом не стимулирует муниципальные образования увеличивать доходы, создавать рабочие места, развивать на территории малый бизнес. Серьезным препятствием для эффективной работы местных органов власти является запутанная ситуация с муниципальной собственностью.

Органы местного самоуправления по-прежнему продолжают платить чужие долги. Так, например, государство, особенно в 90-е годы, не вкладывало средства в жилищно-коммунальное хозяйство, без учета реалий меняло тарифы энергетических государственных монополий, а также принимало необеспеченные льготы. В результате сегодня отрасль находится в критическом состоянии. И ответственность за его преодоление вновь возложена на муниципалов с их минимальными бюджетами.

В итоге оказалось, что принятые условия осуществления реформы не вполне отвечают интересам самого местного самоуправления, граждан России и страны в целом.

Что же делать, как изменить ситуацию в местном самоуправлении?

Муниципальные сообщества должны проявить свой «голос», выражая свое консолидированное мнение по важнейшим вопросам развития страны и региона.

В первую очередь это касается основ самого существования местного самоуправления. Мы должны сформулировать отношение и к уже принятым законам, и к вносимым законопроектам, и к действиям Правительства РФ, а также оценить реализацию реформы на практике.

Однако муниципальное сообщество не может, да и не имеет права ограничиваться обсуждением «узковедомственных» вопросов. Являясь важнейшей частью российского гражданского общества, органы местного самоуправления должны формулировать свое отношение самому широкому кругу вопросов.

Вот некоторые из них: реформа ЖКХ, реализация национальных проектов; меры по экономическому развитию и обузданию инфляции, программы поддержки семьи и улучшения демографической ситуации, воспитание патриотизма и борьба с проявлениями фашизма, ксенофобии. И так далее.

Для того чтобы обобщить мнение муниципального сообщества, необходим постоянный информационный обмен между всеми членами муниципального сообщества. И функции координатора по всем этим направлениям работы должен взять на себя совет муниципальных образований области.

Важнейшая задача, которую совет должен поставить перед собой, –корректировка реформы местного самоуправления в интересах органов местного самоуправления, жителей городов и поселков, в интересах региона в целом.

Уже сегодня понятны те стратегические цели, которых мы должны достичь. Скажу только о некоторых. Необходимо ликвидировать остаточный принцип финансирования местного самоуправления, обеспечив условия для его финансовой самостоятельности. Необходимо искать пути увеличения доходной базы муниципалитетов, в том числе корректировать Налоговый и Бюджетный кодексы.

Важнейшим является требование признать долги предприятий жилищно-коммунального комплекса государственными, решить вопрос об использовании средств федерального бюджета на погашение долгов и модернизацию жилищно-коммунальной сферы.

Необходимо работать над уточнением статуса муниципальных районов и поселений.

Необходимо за счет средств регионального и местных бюджетов развернуть в регионе полноценную систему подготовки кадров для работы в органах местного самоуправления.

Очень важно обеспечить более активное участие органов местного самоуправления в реализации национальных проектов, подкрепив их деятельность соответствующими полномочиями и ресурсами.

Мониторинг хода реформы в регионе и анализ правоприменительной практики – еще одна задача, которую мы сегодня решаем в рамках Совета муниципальных образований Тверской области совместно с администрацией области. Любые факты нарушения прав органов местного самоуправления должны стать поводом для немедленной реакции со стороны Совета муниципальных образований и всего муниципального сообщества.

Очень важным является, что сегодня администрация области начала создавать региональную систему профессионального обучения муниципальных кадров. Одной из стратегических задач деятельности Совета муниципальных образований области в сфере муниципального развития считаю повышение в глазах общества значения и местного самоуправления, выделение из муниципальной среды наиболее эффективных управленцев и лидеров, которые могут стать примером для всего сообщества. Избрание лучших представителей органов местного самоуправления в органы представительной власти субъекта и Российской Федерации, а также рекрутирование муниципальных менеджеров на службу в государственные органы власти. Все это реальные и решаемые задачи. Их осуществление одинаково выгодно как муниципалам, так и государственной власти. Формирование на уровне региона «единого резерва кадров» и реализация администрацией области стратегии «кадрового лифта» в настоящее время являются важнейшей задачей.

Задач и проблем, которые необходимо решать, – огромное количество. Они были, есть и будут непрерывно появляться. Поэтому самое главное, на что нацелена деятельность Совета муниципальных образований области, – это создать эффективные механизмы влияния муниципального сообщества на принятие важнейших решений, касающихся работы местного самоуправления.

Сегодня видны конкретные шаги в этом направлении, реализации которых Совет муниципальных образований должен добиваться.

Мы должны добиться эффективного участия муниципалитетов в региональном бюджетном процессе.

Необходимо решить задачу включения муниципального сообщества в законотворческий процесс на региональном и федеральном уровне в качестве полноправного участника.

Сегодня, как никогда, важно создать механизм, который будет обеспечивать непрерывный диалог между муниципальным миром и администрацией области.

Страна строит правовое общество, поэтому эффективными должны быть механизмы судебной защиты интересов местного самоуправления. И Совет муниципальных образований должен помогать муниципальному сообществу в судебных процессах в тех случаях, когда затронуты системные интересы муниципалов.

Мы глубоко убеждены, что реального изменения ситуации в регионе к лучшему можно добиться только через взаимодействие и сотрудничество региональных и муниципальных органов власти, здоровых политических сил и общественности.

Решение задач местного самоуправления не является самоцелью. Улучшение ситуации в сфере местного самоуправления станет мощным фактором социального и экономического развития Тверской области. Сегодня все должны понять и принять, что сильные муниципалитеты – это сильный регион.

Валерий ПАВЛОВ,

глава города Конакова

43

Возврат к списку

более 80% выпускников-целевиков тгму возвращаются работать в црб
На сайте регионального Минздрава можно найти множество вакансий врачей. Центральные районные больницы остро нуждаются в кардиологах, неврологах, акушерах-гинекологах, педиатрах и других специалистах.
26.06.201721:16
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость